Велосипедный спорт в Японии

1984 г. Еще совсем недавно велосипедисты Японии были в роли прилежных учеников, набирающихся необходимого опыта на крупнейших международных турнирах. Представителей Страны восходящего солнца нередко видели с кинокамерами, фотоаппаратами, авторучками и блокнотами. Наблюдательные японцы не спускали глаз с королей спринта последних лет — нашего туляка Сергея Копылова и его постоянного конкурента из ГДР Лутца Хеслиха, а также с других ведущих гонщиков мира, задающих тон на велосипедных форумах.

В 1979 г. гонщики Японии были приглашены в гости на зимний берлинский трек, где они оставили о себе хорошее впечатление. Так, на международных соревнованиях с участием спринтеров ГДР, СССР, ЧССР, Польши и Англии лидер команды тех лет Шидо выиграл бронзовую медаль, а его товарищ Хо заявил о своих высоких намерениях еще на олимпийском треке в Монреале, заняв вполне почетное 5-е место, опередив при этом хорошо известных датчанина Фредберга, итальянца Росси, поляка Кокота.

Уже в те годы руководители Международной федерации профессионального велоспорта (ФИКП), обеспокоенные упадком интереса зрителей Запада к спринту на треке среди «профи», с тайной надеждой устремили свой взор в сторону Японии, где местные предприимчивые дельцы от спорта придумали нечто оригинальное: спринт на японский манер, не имеющий ничего общего с традиционными поединками мастеров скорости.

В Европе японская премьера состоялась перед изумленными зрителями на мюнхенском олимпийском треке за три дня до начала чемпионата мира.

Групповой спринт за мотовелосипедом «Дерни» или, как его еще называют, «кейрин»
быстро прижился на европейских треках, нашел распространение в подготовке любителей и уже на следующий год был включен в программу чемпионатов мира среди профессионалов, где новые законодатели моды заняли передовые позиции. И это совсем не случайно. В Японии «кейрин» пользуется большой популярностью на всех пятидесяти треках страны.

«Кейрин» — это гонка на треке группы спортсменов (7—8 человек) за лидером-мотовелосипедом. Гонщикам предстоит преодолеть дистанцию 7—8 кругов в зависимости от длины трека. С каждым кругом лидер наращивает скорость, доведя ее до максимальной на последнем круге, а затем отъезжает в сторону. Разогнавшиеся велосипедисты и разыгрывают между собой финиш.

Как на скачках и собачьих бегах, здесь в полную мощь работают подпольные тотализаторы, выкачивая из доверчивых поклонников двухколесного друга огромные барыши. Только за последние годы это велосипедное шоу посетило около 40 миллионов зрителей. Заметим, что эта цифра неведома для европейских треков.

Участвовать в таких гонках совсем непросто. Для этого необходимо пройти годичный курс обучения в специальной школе, где царит строгий режим и военная дисциплина, после чего каждый обязан сдать экзамен по теоретической и практической подготовке и лишь тогда происходит торжественное посвящение в профессионалы.

Старательные японцы преуспели не только в «кейрине», но и в спринте среди профессионалов, где выделяются Накано и Такаши.

Наконец, свое веское слово сказали и любители, несколько неожиданно потеснив мировую элиту. На чемпионате мира в Цюрихе победитель Азиатских игр 1982 г. Т. Сакамото занял 10-е место в гите с места на 1 км с результатом 1.06,68 и был шестым в спринте, а следующую строчку в таблице занял его товарищ по команде К. Накатоке.

Настоящую сенсацию гонщики Японии произвели на чемпионате мира среди юниоров в Новой Зеландии. На виражах трека «Кук гарден» г. Уонгануи Т. Сейке в одном из заездов показал на последних 200 м результат 10,84— новое мировое достижение для юниоров. В финальном заезде японский спринтер доказал, что его рекорд не был случайным. Он дважды опередил москвича Николая Ковша и отобрал у него звание чемпиона мира. Автора сенсации уверенно поддержал X. Фуджии, занявший 4-е место в спринте.

Такого успеха спринтеры-любители из Японии еще не добивались на мировой арене, а ведь они делают только первые шаги в велосипедном спорте.

— Мы обратились к спринту совсем не случайно,— говорит менеджер японского любительского велоспорта на треке и на шоссе Хидеоки Фуявара,— спринт вполне соответствует складу мыслей нашего народа, кроме того, у нас в стране в большом почете «кейрин». Наша программа, начавшаяся в 1978 г., рассчитана до 1988 г., и в прошедшем сезоне мы еще не использовали все наши возможности.

этим словам стоит прислушаться. Японцы всегда берутся за дело основательно и не собираются останавливаться на достигнутом.