Велоспорт в СССР
Велосипедисты Советского Союза продолжали штурмовать высоты спортивного мастерства. В 1937 году, 12 августа, от Северных ворот стадиона «Динамо» в Москве дается старт участникам первого советского велотура. Сто двадцать шесть участников на дорожных и гоночных велосипедах вступают в борьбу на 2509-километровой дистанции, проходящей по дорогам Российской Федерации, Украины и Белоруссии. Одессит М. Рыбальченко со средней скоростью 26,1 км в час становится победителем велотура по гоночным велосипедам, а харьковчанин В. Букреев на дорожном велосипеде выходит победителем со скоростью 23,4 км в час.
6 августа 1938 года 117 гонщиков принимают старт во Втором советском велотуре. Трасса гонки общей протяженностью 3200 километров разделена на 20 этапов. Москвич Н. Денисов выигрывает этот труднейший велосипедный марафон.
Великая Отечественная война прерывает мирный труд советских граждан. Она требует от всех людей нашей страны мобилизации всех физических и духовных сил. Спортсмены идут в первых рядах добровольцев защищать Родину от гитлеровских полчищ, посягнувших на свободу и независимость нашей Родины.
Велосипедисты становятся военными самокатчиками, показывая образцы героизма и высокой физической тренированности.
В 1945 году побежденная Германия подписывает в Берлине договор о полной капитуляции. Отгремела военная канонада. Из пепла и руин поднимаются села и города, в легендарные сроки восстанавливаются фабрики и заводы. Резко возрастает выпуск велосипедов самых различных марок.
Уже нельзя найти такого уголка нашей страны, где бы мы не встретили «стального коня». В городе служащий едет на работу, на селе агроном объезжает обширные колхозные поля, мчатся на велосипедах почтальоны. Во всех городах и селах проводятся велосипедные соревнования, на любых дорогах можно увидеть велотуристов.
Велосипедная промышленность в нашей стране становится одной из самых развитых отраслей машиностроения.
Большое значение приобретают вопросы, связанные со снижением веса велосипеда, применением различных новых легких, прочных и дешевых материалов, более совершенной техники производства.
Современная двухколесная машина является результатом более чем столетних трудов многих изобретателей и исследователей, и каждое, даже самое небольшое, облегчение конструкции связано с решением серьезных теоретических и практических инженерных задач. Велосипед все шире используется для физического совершенствования человека.
Лучшие гонщики все чаще и чаще выходят на старт трековых и шоссейных гонок не только у нас в стране, но и за рубежом.
В 1952 году советские спортсмены принимают участие в XV Олимпийских играх, но велосипедисты не показывают хороших результатов.
В 1956 году с XVI Олимпийских игр из Мельбурна советские велосипедисты возвращаются с большими успехами, но медалей не привозят.
Наступает 1960 год. Олимпийские игры проходят в Риме. В последний день соревнований, 30 августа, проводится шоссейная гонка на 175 км 380 м. Гонщикам предстоит пройти 12 кругов по кольцу с большим количеством поворотов, подъемов, спусков. В этот день взгляды всех любителей велосипедного спорта прикованы к Риму.
Над трассой летает вертолет, на котором установлены телевизионные камеры, передающие весь ход гонки. Круг за кругом идут Ю. Мелехов, В. Капитонов, Г. Сайдхужин, Е. Клевцов по трудной олимпийской дистанции. Заканчивается одиннадцатый круг: В. Капитонов резко бросает велосипед на финишную черту и поднимает руки вверх, торжествуя победу. Однако раздаются звуки колокола, извещающего о том, что до конца еще остается целый круг. Только тогда спортсмен понимает, что ошибся в подсчете кругов. Из-за криков зрителей, столпившихся на финише, ему не удавалось слышать слов диктора или увидеть щит с цифрами, показывающими оставшееся количество кругов. Рядом идет Л. Трапе, первоклассный итальянский гонщик. Все ближе финиш. Большинство корреспондентов газет и телеграфного агентства убеждены в победе итальянца. «Разве может он позволить обыграть себя на итальянской земле». В редакцию летят сообщения с кричащими заголовками о победе Л. Трапе.
Остается 300 метров до заветной черты. Оба спортсмена несутся вперед, как на крыльях. Остается 200, 150, 100, 50 метров — Л. Трапе впереди. И вот случилось неожиданное. В. Капитонов сильным рывком обходит итальянца и пересекает линию финиша первым. Золотая медаль олимпийского чемпиона у советского гонщика.
Виктор Капитонов, земляк первого изобретателя велосипеда Е. Артамонова,— сильнейший велосипедист мира.