Капитонов Виктор Арсеньевич
Капитонов Виктор Арсеньевич (р. 1933), ЦСКА) заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР. Первый из советских велосипедистов, ставший олимпийским чемпионом в групповой гонке по шоссе 1960 и бронзовым призером Олимпиады в командной гонке на 100 км. Участник Олимпиады 1956 в командной гонке и групповой гонке. Чемпион Спартакиады народов СССР 1959 в групповой гонке. Чемпион СССР 1959 в парной гонке по треку; 1962 в командной гонке по шоссе; 1956 в многодневной гонке; 1958 в групповой и командной гонке. Семь раз стартовал в велогонке Мира. Победитель этой гонки в командном зачете — 1958, 1969, 1961, 1962. Успешно выступал в велотурах по Австралии, Канаде, Англии, Африке, Южной Америке, в «Тур де Л'Авенир». Главный тренер сборной СССР 1969—1985. Подготовил три команды олимпийских чемпионов 1972, 1976, 1980. В 1975 и 1976 назван лучшим тренером СССР и награжден золотой медалью за подготовку сборной СССР к чемпионату мира 1970, где она впервые стала чемпионом мира в командной гонке. Под его руководством команда СССР побеждала на велогонке Мира — 1970— 1972, 1975 и 1977. Автор книги «Ради этого стоит жить» (1978). Награжден орденами Ленина, «Знак Почета», Дружбы народов, Октябрьской революции.
Реванш Виктора Капитонова на Олимпиаде в Риме (1960 г.)
— Подъем!
Молчание.
— Ребята, хватит лежать, столовую закроют.— Виктор Капитонов подходит к столу и с угрожающим видом берет сифон с холодной водой.
Жалюзи опущены. Но и сквозь них чувствуется, как палит за окном беспощадное римское солнце. В комнате велосипедистов, отдыхающих после командной гонки,— полутьма. Вставать и идти обедать не хочется.
Но Капитонов и здесь неутомим. Он уже успел отдохнуть, принять душ и побриться и сейчас торопит товарищей.
— На трассе сухими были, а теперь оболью, если не встанете,— говорит он, приготовившись нажать на рычажок сифона. Но уже через несколько минут все готовы, и мы проходим, прячась от солнца, между колоннами необычайно легких и изящных домов олимпийской деревни.
И, как это часто бывает, говорим не о прошлом, а о будущем. Впереди — последнее велосипедное соревнование Олимпиады — групповая гонка на 175 километров.
— Только бы организовать, чтобы нас обливали на трассе, иначе тяжело будет выдержать,— замечает Клевцов.— Вон как итальянцы сегодня... Все время «под дождем» шли.
— Вы бы хоть туристов наших на Гротароссу пригласили,— говорит он, обращаясь ко мне.— В такую жару каждая кружка холодной воды, особенно если умело облить гонщика, сил придает...
Капитонов молчит. Со спортивной сумкой в руках (чтобы захватить фруктов заболевшему Петрову) он крупно вышагивает впереди, о чем-то сосредоточенно думая.
А может быть, просто очень устал? Ведь сегодня последние два круга он, блестяще подготовленный, буквально тащил за собой товарищей, то и дело выходя вперед и подолгу лидируя. А, может, сейчас, между двумя велосипедными гонками Олимпиады, вспоминает Виктор десятки славных побед на Родине и за рубежом, многие тысячи километров дорог разных стран мира, которые привели его сюда, на олимпийскую трассу. Ведь за последние годы он, участник Мельбурнских игр, неоднократный чемпион СССР, по праву считается лучшим велосипедистом-шоссейником Советского Союза. Или думает он о том, как восемь лет назад, впервые выступив в велосипедных гонках в родном Калинине, еле-еле закончил дистанцию, значительно отстав от товарищей. И как потом, сжав зубы от боли в спине, измученный, но неукротимый, он день за днем оставлял за плечами десятки километров шоссе, тряских булыжных мостовых и лесных тропинок, стремясь накопить силу, выдержку, мастерство.
— Не везет мне, что ли, в решающие моменты? — как бы в ответ на эти мысли говорит Капитонов,— В Мельбурне — упал, на чемпионате мира уже готовился финишировать— прокол. На Велогонке Мира — помните, два года назад — был лидером — и снова прокол за проколом.
Мы помнили эту велогонку. Получив «Приз горных козлов» за лучшие результаты на сложных, изобилующих крутыми подъемами и спусками этапах, Виктор надел голубую майку лидера. Затем, уже на равнинах Польши, в течение какого-то короткого часа из-за неисправности машины растерял преимущество. Но не потерял воли к победе. Именно тогда, продемонстрировав удивительную выдержку и силу, Капитонов сумел финишировать в числе первых на всех оставшихся этапах и в итоге занял почетное третье место.
Но это — в прошлом. А впереди — уже хорошо знакомая Гротаросса. Тринадцать кругов — под палящим солнцем, и на каждом круге — выматывающий до предела «тягун» — затяжной подъем. Как раз здесь и отстают слабейшие, а те, кто посильнее, уходят вперед...
Дни в Риме летят удивительно быстро. Кажется, что только вчера здесь, на кольцевой олимпийской трассе, мы, волнуясь, следили за стремительно мелькавшими четверками велосипедистов — участниками командной гонки. И вот уже не четверка, а около ста спортсменов в ярких разноцветных майках выстроились у трибун, готовясь принять последний старт Олимпиады. И среди этой разноязыкой массы лучших мастеров мира — Евгений Клевцов, Юрий Мелихов, Гайнан Сайдхужин и Виктор Капитонов. А рядом с ними — прославленный немец Шур, бельгиец ван ден Берген и, главное, знаменитый итальянец Трапе, тот самый, кого вся итальянская печать единодушно прочила в олимпийские чемпионы.
Что ждет их на трассе? Кому из них доведется первым пересечь белую линию финиша? Во всяком случае, Ливио Трапе и его товарищи твердо решили к пяти золотым медалям, полученным итальянскими велосипедистами в пяти гонках, прибавить шестую, последнюю, медаль.
Именно поэтому крепко подружившийся с нами шофер одного из «прессовских» автобусов Джино Пасквинутти, сочувственно покачивая головой, сказал нам утром:
— И Клевцов хорош, и Капитонов хорош, но Трапе, наш Трапе, непобедим на шоссе.
...Мы стоим метрах в восьмистах от трибун, у небольшой бензиновой колонки. Быстро знакомимся с ее хозяином, который, узнав, что мы советские журналисты, вручает нам три пустые длинные металлические банки, из которых очень удобно обливать велосипедистов.
Наполнив банки водой, с волнением ждем приближения лидеров гонки. Вот, наконец, слышен рев сирены полицейского автомобиля. Следом за ним проносятся несколько мотоциклистов. Затем из-за поворота выскакивают сразу человек пятнадцать гонщиков. Это головная группа. В ней двое наших — Виктор Капитонов и Юрий Мелихов.
Выйдя на шоссе, изо всех сил кричим: «Витя, Юра, держите правее!» Ребята, взяв правее, попадают под освежающие струи холодной воды. Обернувшись, Мелихов что-то кричит. Успеваю разобрать только одно слово: «Гайнана!»
Молодец, Юра! Но мы и сами знаем, что сзади идут еще два советских гонщика — Евгений Клевцов и Гайнан Сайдхужин. Едва успеваем «перезарядить» банки, как показывается вторая группа. В ней — Сайдхужин, а вот Клевцов отстал и проносится только вместе с третьей группой, минуты через четыре после лидеров.
Значит, надежда лишь на Капитонова с Мелиховым. Но смогут ли они попасть в заветную тройку призеров? Ведь вместе с ними в числе лидеров — три итальянских гонщика во главе с Трапе, чемпион мира немец Шур, бельгиец ван ден Берген и другие сильнейшие мастера. А впереди — еще три круга — тридцать девять километров пути под палящим солнцем!
Мы волнуемся. Волнуются и стоящие рядом итальянцы: хозяин бензоколонки, продавец кока-колы, забывший даже поставить в тень свою тележку, и два карабинера. Эта четверка яростно о чем-то спорит, обсуждая шансы участников. Затем, очевидно приняв согласованное решение, один из карабинеров, высокий веселый парень лет двадцати, оборачивается к нам:
— Руссо, Капитонов боне, боне! — говорит он, показывая пальцем в ту сторону, где скрылись яркие майки спортсменов. Смысл фразы ясен и без перевода. И вдруг, словно в подтверждение этих слов, из репродукторов доносится голос комментатора, сопровождающего на машине головную группу. Он вновь произносит знакомую фамилию рядом с другой, тоже хорошо известной нам: Трапе. Значит, на трассе что-то произошло. Но что?
Из сумбурных объяснений соседей понимаем все же, что Капитонову и Трапе удалось на подъеме уйти от головной группы и сейчас они лидируют вдвоем.
И вот из-за поворота показывается целый кортеж. Двух гонщиков окружили мотоциклисты. Тут же, совсем рядом, мчатся две судейские машины и машина кинооператоров. Все кричат. Взволнованные судьи, перебивая друг друга, дают какие-то советы своему соотечественнику. Ревут мотоциклы, и трещат камеры киноаппаратов. Все это напоминает сцену из американского кинобоевика.
Мы тщательно прицеливаемся, и все же основная порция холодной воды достается не Капитонову, а следующему рядом полицейскому., Но блюститель порядка, увлеченный гонкой и, очевидно, уже привыкший к подобным душам, не обращает на это внимания.
Последний круг. Напряжение достигает высшего накала. Поднявшись по деревянным ступеням легкого мостика, перекинутого через дорогу у самого финиша, мы ждем появления велосипедистов. Через каждые пятнадцать секунд диктор сообщает о ходе борьбы. И все время слышим две фамилии: Трапе, Капитонов.
Но кто же будет первым? Ведь однажды на Велогонке Мира оба они вот так же ушли от соперников, вырвались далеко вперед и только на последних сотнях метров боролись друг с другом за победу. Тогда выиграл Трапе, сумевший опередить Виктора на колесо. А теперь?
— Я решил, ждать до последнего,— рассказывал мне через час Капитонов.— Я был твердо уверен, что Трапе не выдержит и начнет финишировать первым, причем слишком рано.
И Трапе не выдержал. Когда до конца дистанции оставалось еще несколько сот метров, он рванулся вперед.
Надо было видеть этот финиш! Такое не забывается. Когда вдали показались гонщики, многотысячная толпа зрителей буквально заревела от восторга. Еще бы, до белой черты — двести метров, а впереди — Трапе. Сто метров — впереди Трапе. Великолепный мастер бросает машину влево, не давая вырваться вперед «сидящему на колесе» Капитонову.
Комок подступает к горлу. Затаив дыхание мы следим за этим неповторимым единоборством. Остается каких-то тридцать-сорок метров. И вдруг Виктор последним могучим усилием буквально бросает машину вправо и вперед, достает соперника и у самой линии финиша опережает его на треть колеса. Победа!
Все это произошло в короткие мгновения. А спустя несколько минут мы несли победителя на руках.
Оглушенный криками, ошеломленный успехом, Капитонов, наклоняясь то вправо, то влево, спрашивал прерывающимся голосом: «Ребята, неужели это правда, неужели выиграл?»
Да, выиграл! Впервые в истории нашего велосипедного спорта золотую медаль олимпийского чемпиона завоевал представитель команды Советского Союза. И сделал это 27-летний офицер Советской Армии Виктор Капитонов.
Но замечательный успех Капитонова не случаен. Одна золотая и четыре бронзовые медали, второе командное место в неофициальном зачете говорят о том, что наши мастера трека и шоссе сумели многого добиться за четыре межолимпийских года.