Человек-ракета

Итальянские велосипедисты одну за другой выигрывали золотые и серебряные медали. Казалось, и в самом деле XVII Олимпийские игры превратятся для них в Олимпиаду голубых колес.
Но вот на старт снова выходят шоссейники. Им предстоит преодолеть 175 километров, пройти эту дистанцию на самой большой скорости под ослепительно пылающим солнцем, по раскаленному асфальту, на котором змейкой отпечатывается след велосипедного колеса. Что и говорить, трудное испытание и не всякий способен его выдержать. Легче итальянцам: они привыкли к зною, к многочасовым гонкам по раскаленному шоссе. Труднее северянам: шведам, датчанам, норвежцам — у них на родине такая жара бывает редко.
Англичане — народ предусмотрительный. Прежде чем отправиться на Олимпиаду в Рим, они прошли у себя дома основательную тренировку: часами закаливались в особых герметических тепловых камерах, установленных в Институте медицинских исследований. Только неизвестно, достаточно ли этого для победы?
Зрители, столпившиеся вдоль трассы, вглядываются в пеструю вереницу гонщиков, отыскивая своих любимцев. Вот, прильнув к рулю, проносится стайка французов в красно-синей форме, итальянцы — в голубом, советские гонщики в красно-желтых майках и белых велосипедных шапочках. Кому из них достанутся лавры победителя? Конечно, итальянцу Ливио Трапе, знаменитому шоссейному асу, победителю многих международных гонок. Так думают итальянцы, так в один голос утверждают и зарубежные специалисты. Правда, кое-кто не совсем уверенно называет имя Капитонова.
—     Это не тот ли Капитонов, — припоминают любители велосипедного спорта, — который так неудачно выступил в Мельбурне?
—     Да, тот самый, — отвечают им, — но это ничего не значит. Тогда ему не повезло. Он долго держался в головной группе и, если бы на спуске у него не сломалось колесо, кто знает, может быть, ему, а не итальянцу Бальдини досталась тогда золотая медаль.
Как бы то ни было, но тогда в Мельбурне Капитонов не завоевал не только золотой, но даже бронзовой медали. Он занял тридцать второе место.
И вот теперь этот рослый, жилистый парень сжимает большими, сильными руками руль велосипеда и, не глядя по сторонам, размеренно крутит педали. Когда-то Виктор Капитонов был неплохим конькобежцем. Коньки и велосипед, как известно, родственные виды спорта. Зимой велосипедисты тренируются на катке, а летом конькобежцы садятся в седло велосипеда. Однажды Капитонова, занявшего на конькобежных соревнованиях первое место, наградили велосипедом. Это и решило его спортивную судьбу. Юноша увлекся шоссейными гонками. Коньки отошли с тех пор на задний план. Он почувствовал себя прирожденным гонщиком. У него был настойчивый характер, и под руководством тренера Леонида Шелешнева, воспитавшего целое поколение отличных велосипедистов, Виктор добился успеха. Он стал чемпионом страны по многодневным гонкам и победителем Спартакиады народов СССР. Так он прошел путь от новичка до признанного мастера. Теперь в Риме ему предстояло проверить свои знания и мастерство на самом большом и трудном экзамене — Олимпийских играх.
Первый круг все сто сорок гонщиков идут тесной группой. Но вот сделал рывок голландец. За ним оторвались от основной группы и ушли вперед испанец и мексиканец. Половина дистанции осталась позади. В это время вперед вырывается гонщик в красной майке. Это Виктор Капитонов. За ним трое: поляк, югослав, марокканец. И тотчас к ним присоединился Ливио Трапе.
Позади 130 километров — большая часть дистанции. Капитонов оглянулся, прибавил скорость. Горячим ветром пахнуло в лицо, солнце слепит глаза, струйки пота  текут по щекам. На подъеме кто-то из друзей выплеснул на гонщика ведро воды, но майка тотчас же снова стала сухой и жесткой.
На повороте Виктор не увидел , а скорее почувствовал за спиной соперника. Кажется, это Трапе. Он мчится за ним вдогонку, колесо в колесо. Еще немного, и Трапе поравнялся с Капитоновым, улыбаясь, жестами поясняет: будем держаться вместе, лидировать по очереди. Так легче.
«Ну что ж, вместе так вместе, — думает Капитонов, — а там посмотрим. Последний километр покажет...»
Меняясь местами, они лидируют друг друга. До финиша остается несколько кругов. И вдруг Трапе делает резкий рывок и уходит от Капитонова.
Некоторые нетерпеливые журналисты, не дожидаясь конца гонки, бросились на телеграф, к телефонам. По проводам полетело сообщение: «Полный триумф Италии. Трапе завоевал последнюю, пятую золотую медаль по велосипеду...»
Но довольно часто авторы подобных сообщений оказываются в незавидном положении: ведь судьба медалей часто решается на последних метрах. А до финиша еще далеко, ох, как далеко! Капитонов нагоняет соперника и, не оглядываясь, на полной скорости мчится к заветному полотнищу с надписью: «Финиш». Подняв руки, ликуя, он замедляет ход. Но почему не слышно приветственных возгласов и рукоплесканий? Почему голубой молнией на полной скорости проносится мимо Трапе? Кто-то из судей энергично машет рукой: «Вперед, вперед!»
Обожгла мысль: «Ошибся! До финиша еще целый круг — пятнадцать километров!» А силы на исходе, ноги будто деревянные, в горле пересохло, в глазах расплываются оранжевые круги— вот-вот упадет. Виктор собрал всю свою волю и, сжав зубы, снова припал к рулю. Лишь бы догнать Трапе! Словно угадав намерение соперника, итальянец не дает ему вырваться вперед, прижимает к бровке шоссе.
Чем ближе к финишу, тем гуще становятся толпы зрителей. Они запрудили всю улицу Виа Фламиния, замыкающую последнее кольцо гонки. За триста метров до финиша Капитонов, приподнявшись в седле, начинает длинный финишный спурт. Последний, решающий рывок! Трапе не отстает от него ни на метр. И вот почти прыжком велосипед Капитонова пересекает финиш. Всего лишь полколеса, несколько сантиметров выиграл он в этой беспримерной по трудности гонке у своего соперника. Зрители от души приветствуют победителя. Хотя они болеют за соотечественника, но спорт  есть спорт.
Возгласы восхищения раздаются по адресу Капитонова: «О, человек-ракета!»
Даже Трапе, сам знаменитый Трапе, стараясь скрыть горечь поражения, обнимает и поздравляет его. Зрители подхватывают Капитонова на руки, несут по улице.
В тот день в печати было опубликовано: «Золотая медаль Виктора Капитонова — полная неожиданность для всех. Русский гонщик открывает новую эру в велосипедном спорте. В шеренгу великих велосипедных держав вступила новая страна — СССР».