Сухорученков Сергей Николаевич

Сергей СухорученковСухорученков Сергей Николаевич (р. 1956, д. Соколовская Брянской область). Шоссейник. Олимпийский чемпион 1980 в групповой гонке на 189 км Чемпион Спартакиады народов СССР 1979 в командной гонке и серебряный призер — 1983 в многодневной гонке (в личном зачете). Чемпион СССР в многодневной гонке на приз газеты «Социалистическая индустрия» в личном зачете. В 1979 первенствовал в трех крупнейших международных велогонках — «Тур де Л'Авенир», «Джиро делла Реджиони» (Италия) и велогонке Мира (в личном зачете и командном зачете). В 1981 в велогонке Мира первенствовал в командном зачете, а в 1984 — в личном зачете и командном зачете. Кроме 1979 еще трижды побеждал в «Тур де Л'Авенир». Три года подряд— 1979, 1980 и 1981 УСИ объявлял его лучшим велосипедистом мира. Во Франции выпущена золотая медаль с его изображением на фоне горных вершин, которые ему не раз покорялись. Награжден орденом Дружбы народов. Студент института физкультуры.

Сухорученков Сергей велосипедным спортом начал заниматься в 14-летнем возрасте в «Трудовых резервах» под руководством тренера Е. Г. Дынкина. В 1975 г. стал победителем первенства СССР среди юниоров, выполнил норматив мастера спорта. В том же году был призван на военную службу в Куйбышев, где тренировался у В. П. Петрова. В 1981 г. возвратился в Ленинград и продолжал занятия под руководством тренера М. А. Суханова. Многократный победитель и призер крупнейших всесоюзных и международных однодневных и многодневных гонок. Четыре раза участвовал в многодневной велогонке Мира. В 1979 и 1984 гг. становился победителем в личном и командном первенствах, в 1981 г. — победитель и в 1982 г. — второй призер в командном первенстве. Чемпион VII летней Спартакиады народов СССР 1979 г. и серебряный призер VIII Спартакиады 1983 г. Три года подряд— 1979—1981 гг. — был признан Международной федерацией велосипедного спорта лучшим гонщиком-любителем мира, за что трижды награждался почетным призом «Золотая пальмовая ветвь». Дважды, в 1980 и 1981 гг., включался в десятку лучших советских спортсменов года. В 1979 г. присвоено звание «Заслуженный мастер спорта СССР». На Играх-80 завоевал золотую медаль в групповой гонке на 189 км.


Трехкратный обладатель «Золотой пальмовой ветви» Сергей Сухорученков

Сергей Сухорученков родился в 1956 г. в деревне Соколовская Брянской области. Начал заниматься велоспортом с 13 лет. Воспитанник куйбышевского велоцентра. За последние четыре года завоевал титул олимпийского чемпиона на Олимпиаде в Москве в групповой шоссейной гонке на 189 км, стал победителем одной из крупнейших международных гонок — велогонки Мира в 1979 г. в личном зачете, а в 1980 и 1981 гг. в командном зачете, четыре раза одерживал победы в престижной гонке по Франции «Тур де л'Авенир».

За большие заслуги в спорте награжден орденом Дружбы народов.

Девиз Сергея — «Чтобы победить, нужно отдать гонке всего себя, все силы без остатка».

Волевой, мужественный и мудрый боец, для которого главное — принести команде победные очки. Быть мудрым в гонке — это значит уметь учитывать и угадывать всевозможные ситуации и использовать их для успеха команды. Он всегда добивается великолепных результатов на очень сложных, решающих участках гонки: подъемах, спусках, перевалах. Ему присущи собранность и эффективность действий. Не раз своим высоким мастерством он выручал, команду, не раз и товарищи по команде помогали ему в борьбе за лавровый венок. Сергею несвойственно терять присутствие духа в самых сложных ситуациях гонки. Хорошая спортивная злость и твердый характер всегда выручают его. Не однажды он падал, превозмогал боль, преодолевал нечеловеческую усталость.

«Я сражался стиснув зубы,— рассказывает Сергей,— стараясь не показывать никому — ни своим, ни чужим,— чего мне стоит эта гонка». А случилось вот что. На одном из труднейших этапов гонки «Тур де л'Авенир» по горам Франции при спуске, где скорость езды достигала более 100 километров, Сергей почувствовал, что переднее колесо велосипеда стало «хромать». Он решил, что это прокол, и поднял руку. Однако остановиться на крутом спуске с многочисленными виражами на такой скорости было невозможно, и он продолжал мчаться вниз. Когда ему все же удалось затормозить и к нему подъехала машина технической помощи, оказалось, что металлический обод на колесе раскалился докрасна и от трения закипел клей, который держал однотрубку. В любой момент она могла лопнуть. Колесо заменили, и гонщик, наверстывая упущенное, снова помчался вперед.

Или другой случай. На одном из этапов той же гонки после старта, когда стрелка часов пробежала 30 минут, а гонщики все быстрее и быстрее набирали скорость, асфальт на трассе неожиданно сменился покрытием из гравия. Впереди головной группы находился Сухорученков, который первым стремительно выскочил на этот участок и... перелетел через руль. Причина падения — прокол однотрубки.

К Сергею подбежал врач, чтобы оказать помощь — множество мелких камешков вонзились в его руку и бедро,— но гонщик не слушал врача, а требовал, чтобы ему дали другой велосипед.

После финиша Сергею наложили швы, доктор хотел сделать обезболивающий укол, но Сергей отказался: «Мне не привыкать терпеть, а вот как подействует укол — только гадай».

Пожалуй, ни одному гонщику не удалось избежать падений, ушибов; всевозможных казусов на трассе гонок.

«Пусть знают те, — говорит Сухорученков,— кто выбирает для себя велоспорт, что гонка — трудная мужская работа. И очень важно уяснить для себя — ради чего все эти лишения? Если ради своего честолюбия, своей выгоды, то мужество твое и риск не стоят и ломаного гроша. Если же ради общего дела, ради товарищей по команде — тогда самопожертвование имеет высшую цену».