Велосипедный спорт
«Неоценимый, ни с чем несравнимый стальной конь», «высшее поэтическое выражение металла», «величайшее изобретение XIX века», «великое изобретение человеческого гения» — так оценили современники появление двухколесного велосипеда «ровер-сэфти», конструкцию которого предложил англичанин Д. Старлей. Однако сам Старлей не считал себя изобретателем этой машины и даже не пытался получить на нее патент. Он объяснял это тем, что использовал узлы и детали, ранее уже примененные другими.
Действительно, идея колеса зародилась около 6 тыс. лет назад, а колесо со ступицей, ободом и спицами существует около 4 тыс. лет. Также уходит в глубокую древность и мысль о создании всех транспортных средств на колесах, движущихся за счет мускульной силы самих ездоков. На древнеегипетских памятниках встречается изображение крылатого Амура, сидящего на стержне, который соединяет два колеса.
Основываясь на хорошо сохранившейся фреске, добытой при раскопках Помпеи, а также рисунках на каменном саркофаге (возраст его около 2 тыс. лет), хранящемся в Национальном римском музее, итальянские археологи утверждают, что велосипед был изобретен более 2 тыс. лет назад. На этих изображениях имеют место все важные детали, использованные в дальнейшем при конструировании велосипеда, прошедшего длительную эволюцию, — шатуны, укрепленные на оси колеса, подобие рамы, рулевое управление, седло в виде стула со спинкой и даже звуковой сигнал на руле.
Если это так, то велосипед «рождался» несколько раз. И кроме англичанина Старлея соавторами в создании этой машины можно считать многих пытливых и талантливых механиков. Это — русские Л. Шамшуренков и Е. Артамонов, который «в день Ильи Пророка года 1800 ездил на диковинном велосипеде по улицам Екатеринбурга», немцы К. фон Драйс и Ф. М. Фишер, французы П. Мишо и П. Лалман, шотландец И. Далзел и другие. Одно бесспорно, что «мягкие шины» придумал шотландский ветеринарный врач Данлоп, который однажды решил «обуть» колеса резиновым рукавом садового насоса, заполнив его водою (случилось это в 1888 г.).
Наибольшей популярностью велосипед пользовался в конце XIX века, когда были созданы машины различных конструкций с приспособлениями для передвижения по воде, льду и снегу, а также самокаты — складные велосипеды для военных ведомств. В 1895 г. был изготовлен даже велосипед с музыкой — его переднее колеса было снабжено маленьким органом и флейтой.
В то время ездой на велосипеде увлекались многие люди независимо от сословий, вероисповедания и профессий. Членами различных велосипедных клубов были писатели Эмиль Золя и Лев Толстой, который научился ездить на 67-м году жизни, композитор Джузеппе Верди, севший в седло в возрасте 83 лет, артистка Сара Бернар, президенты США Кливленд и Мак-Кинлей, 100-летняя жительница Бостона мисс Дотд (в 1897 г. она ежедневно совершала велопрогулки).
В то время на велосипедах ездили венчаться, крестить детей, а особых почитателей двухколесных машин, согласно завещанию, даже хоронить возили на велосипедах. На велосипедах проводились дуэли, выступали в бое быков.
Первая велосипедная гонка, которая упоминается в хрониках, состоялась в 1816 г. в немецком городе Мангейме, но все же началом регулярных гонок на велосипедах следует считать розыгрыш Большого амьенского приза в 1869 г. (Франция). Его победителем был француз Савиньо. В том же году гонку Париж—Руан (120 км) выиграл англичанин Мур — 10 час. 45 мин. Первый же рекорд скорости на высоком велосипеде (огромное переднее колесо) был установлен в Кэмбридже англичанином Доддсом 25 марта 1876 г. — 25 км 508 м в час. (Теперь рекорд скорости доведен велосипедистами в часовой гонке на треке до 47 км 566 м.)
Кроме рекордов скорости велосипедисты улучшали тогда и рекорды длительности путешествия. В 1885 г. некто Стивене объехал на высоком велосипеде вокруг света: из Сан-Франциско к Атлантическому океану (5933 км за 103 дня), из Англии до Тегерана (6,5 тыс. километров за 164 дня) и далее через Персию, Индию, Японию.
Хотя машины были несовершенными — тяжелыми, высокими (переднее колесо было значительно выше заднего), небезопасными для жизни велосипедиста, именно в 90-е годы прошлого столетия было положено начало современному велоспорту и велотуризму.
Тогда же начали проводить и многодневные гонки (они существуют и сейчас): непрерывные шестидневные гонки на треке и шоссейные велотуры «Тур де Франс», «Джиро д'Италия» и др.
В России первое длительное путешествие на велосипедах совершили в 1882 г. семеро членов Петербургского общества велосипедистов, преодолевшие 270 верст от Петербурга до водопада Иматра. Первые же состязания велосипедистов в России были проведены в Москве в июле 1883 г. Первые соревнования в Петербурге состоялись годом позже на Марсовом поле, где за гонками наблюдали 60 тыс. зрителей.
Важнейшим событием в спортивной жизни России явился розыгрыш в 1891 г. звания «первый ездок России», или, как тогда называли эти соревнования, «всероссийский чемпионат». Первым чемпионом России был на дистанции 7,5 версты, считавшейся в то время классической, москвич Г. Девис. Затем несколько лет подряд это звание удерживал петербуржец М. Дьяков, с именем которого связаны наши первые встречи на международной арене. На первенстве мира 1896 г., разыгранном в Копенгагене, он занял 2-е место в лидерской гонке за велосипедами на 100 км, поделил 1-е места в личных гонках на 1 и 10 миль.
Первая многодневная международная гонка была проведена в России по маршруту Петербург—Москва в 1895 г. Первое кругосветное путешествие среди спортсменов России было совершено А. Панкратовым в 1911—1913 гг. (его маршрут был утвержден Международной федерацией велоспорта — УСИ).
Женский велосипедный спорт зародился почти одновременно с мужским. В гонке Париж—Руан в 1869 г. участвовали три велосипедистки, представительницы слабого пола боролись за победу в шестидневных гонках на треке. В 1896 г. в Остенде (Бельгия) француженке Дютриэ было присвоено звание чемпионки мира. Однако, когда велоспорт в числе девяти видов спорта составил программу I Олимпийских игр, проведенных в Афинах в 1896 г., женщины к стартам допущены не были.
Первыми велосипедистками в России были Л. Шашеева и Е. Абрикосова (Петербург), Е. Жемличка, Н. Гессель-Похильская и С. Бабкина (Москва), А. Неймар (Одесса).
Неизмеримо выросли возможности для развития велосипедного спорта в нашей стране после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Уже в первые годы Советской власти в Москве, Петрограде, Туле строятся новые треки, проводятся состязания (первый чемпионат РСФСР по гонкам на треке был проведен в 1918 г. в Туле, а первый чемпионат СССР — в 1923 г. на ипподроме в Москве).
В 1926—1928 гг. советские спортсмены довольно успешно участвуют и в международных встречах с иностранными спортсменами как у себя дома, так и за рубежом.
В 1923 г. вступил в строй советской индустрии Харьковский велозавод, через несколько лет начали работать велозаводы в Пензе и в Москве. К 1935 г. тремя советскими заводами было выпущено свыше 650 тыс. машин, что обеспечивало прочную базу для занятий велосипедным спортом.
Послужили популяризации велосипедного спорта в стране и первые большие соревнования наших гонщиков — многодневные гонки. Первый велотур в СССР (по маршруту Москва—Киев—Минск—Москва) проведен в 1937 г.
Нападение фашистской Германии нарушило мирный труд советских людей, замерла спортивная жизнь. Но как только наша Армия стала одерживать свои замечательные победы, возродились чемпионаты страны по треку и шоссе, первенства Москвы и Ленинграда, соревнования на первенство ВЦСПС и добровольных спортивных обществ.
Наши гонщики впервые участвовали в Олимпийских играх, проведенных в Хельсинки. Лучшим среди представителей СССР был Л. Ципурский, занявший 12-е место в гите на 1 км с места. В последующих олимпиадах советские велосипедисты выступают более успешно, а в 1960 г. на Играх в Риме В. Капитонов стал олимпийским чемпионом в групповой шоссейной гонке на 100 км.
Успешно выступают советские спортсмены на различных международных соревнованиях велосипедистов-шоссейников. Они неоднократно побеждают на традиционных велогонках Мира, гонках вокруг Египта, по Канаде, по Мексике и на других состязаниях.