Джиро д’Италия

Джиро д’Италия (итал. Giro d'Italia) ежегодная многодневная велогонка в первую очередь приводящаяся в Италии, но в то же время иногда отдельные этапы проходят и через соседние страны. Гонка была впервые организована в 1909 году для того чтобы увеличить продажи газеты La Gazzetta Dello Sport; однако в настоящее время она управляется RCS Sport. Гонка проводится ежегодно с момента своего первого издания в 1909 году, за исключением тех лет, которые пришлись на две мировые войны. По мере того как Джиро приобрела широкую известность и популярность, протяженность гонки была увеличена, а пелотон состоящий в основном из итальянских гонщиков был дополнен участниками со всего мира.

Джиро д’Италия входит в календарь UCI World Tour, и это значит что в гонке участвуют профессиональные команды высшего дивизиона имеющие лицензию World Tour (на данный момент их количество 18), так же организаторы на свое усмотрение приглашают несколько команд по уайлд-кард.

Джиро д’ Италия является одной из самых престижных велогонок и наряду с Тур де Франс и Вуэльтой Испании входит в тройку трехнедельных Гранд Туров.

Гонка проходит как правило в мае в течении 23 дней, два из которых это дни отдыха. Несмотря на ежегодные изменения маршрута, формат гонки состоит из 21 этапа, включает в себя 2-3 гонки на время и обязательное прохождение через Альпийские горы.

На каждом финише фиксируется время прохождения этапа каждым гонщиком с учётом бонификационных (за первые 3 места на промежуточном и основном финише) и возможных штрафных минут (за нарушение правил), которое плюсуется с суммарным временем прохождения предыдущих этапов. По итогам каждого дня обновляется генеральная классификация и гонщик затративший наименьшее время становится лидером и надевает розовую майку (итал. maglia rosa). Розовый цвет был выбран потому что La Gazzetta Dello Sport печатает свои листы на розовой бумаге. Победитель гонки награждается розовой майкой с 1931 года и с тех пор этот цвет является символом Giro d'Italia.

Первым кто надел её был Learco Guerra, а чаще всех надевал розовую майку Эдди Меркс. На протяжении 78 этапов, больше чем любой другой гонщик за всю историю Джиро д’ Италия, он носил её на своих плечах.  Он же совместно с Альфредо Бинда (Alfredo Binda) и Фаусто Коппи (Fausto Coppi) является рекордсменом побед в общем зачёте – 5 раз.

Победу в общем зачёте Джиро д’ Италия трижды одерживали гонщики из России: Евгений Берзин (1994), Павел Тонков (1996) и Денис Меньшов (2009).

Помимо общего, самого престижного зачёта, существует очковая классификация самого активного финишера (красная майка, итал. maglia rossa), её как правило выигрывают спринтеры, набирая очки на промежуточных и основных равнинных финишах. Эта номинация впервые появилась в 1958 году: за победу на этапе давали 15 очков и далее по убыванию до 15-го места, за которое полагалось одно очко. На следующий год она была отменена и возродилась вновь в 1966 году. Наградная красная майка появилась спустя год, но в 1969 году поменяла цвет на лиловой (итал. maglia ciclamino). В 2009 году она вновь стала красной. Франческо Мозер (Francesco Moser) и Джузеппе Саронни (Giuseppe Saronni) выигрывали эту классификацию 4 раза, Марио Чиполлини (Mario Cipollini) 3 раза, ему же принадлежит рекорд по числу побед на Джиро – 42 выигранных этапа. Из россиян эту майку выигрывали Дмитрий Конышев (2000)   и Денис Меньшов (2009).

Все значимые подъёмы на гонке имеют классификацию от четвертой до первой категории, тем кто в числе первых на них поднимается так же присваиваются очки. Так формируется зачет лучшего горного гонщика (голубая майка, итал. maglia azzurra). Самой престижной и «дорогой» горой на Джиро является Чима Коппи (итал. Cima Coppi). Имя знаменитого итальянского велогонщика Фаусто Коппи каждый раз получает наивысшая точка всего маршрута. Больше всех (7 раз) горную номинацию выигрывал Джино Бортали. С момента появления в 1933 году до 1974 года эта номинация не имела своей майки. До 2012 года горный король Джиро носил зелёную майку, но потом спонсор номинации Банк Медиоланум решил сменить этот цвет на голубой.

Так же на Джиро есть зачет лучшего молодого гонщика (белая майка, итал. maglia bianca) появившийся на Giro в 1976 году (с 1995 по 2006 год эта номинация отсутствовала), который складывается аналогично генеральной классификации среди тех кому еще не исполнилось 25 лет. Евгений Берзин является единственным гонщиком в истории Giro d'Italia, который выиграл одновременно и молодёжную и генеральную классификации в 1994 году. Два гонщика выигрывали белую майку  по два раза: Владимир Пульников и Павел Тонков.

Командный зачет на Джиро до 1994 года считался по суммарному времени трёх лучших гонщиков в каждой команде. Сейчас на каждом этапе первым 20-ти гонщикам присваиваются очки (20 за первое место, 19 за второе место и так далее, вплоть до одного очка за 20-е место) которые идут в копилку команды.

На Джиро существует еще несколько менее известных классификаций которые не награждаются отличительными майками.

С 1946 по 1951 год последний гонщик в генеральной классификации награждался черной майкой (maglia nera). Гонщики иногда намеренно теряли время для того чтобы стать последним и поносить черную майку.

Разновидности этапов

Этап — это та часть маршрута гонки которую гонщики проходят за один день. На сегодняшний день гонка состоит из 21 этапа или из 20 этапов + пролог (короткая, не более 8 км, индивидуальная гонка на время, приводящаяся в самом начале). На Джиро существует три типа этапов: масс-старт (большинство этапов), индивидуальная (ITT) и командная (TTT) гонки на время. Индивидуальная гонка на время (разделка) проводится 2 раза. Командную гонку организаторы включают не всегда.

Во время масс-старта гонщики стартуют все вместе. Из центра города под овации местных жителей поначалу все выезжают спокойно до отметки нулевого километра и только после отмашки флага судьи начинается гонка.  Победителем становиться тот, кто первым пересёк линию финиша. На равнинных этапах гонка чаще всего заканчивается эффектным и скоростным массовым спринтом, но иногда и отрыву удаётся приехать на финиш раньше. Чтобы избежать толчеи на финише среди тех кто борется за генеральный зачет и не борется за победу на этапе, всем кто не отстал от пелотона за 3 км до финиша присуждается одинаковое время.

Giro d'Italia знаменита своими крутыми и тяжёлыми подъемами на горных этапах. Первый альпийский этап был включен в гонку в 1911 году в Сестриере. Доломиты были впервые включены в Джиро в 1937 году, когда гонка пересекла Passo Rolle (1989 м) и перевал Passo di Costalunga (1753 м). Именно горные этапы вносят большие перемены в общем зачёте. В отличии от равнинных, где почти все приезжают в общей группе, горные этапы разбивают пелотон на множество небольших групп (итал. gruppetto) которые иногда отстают от победителя на 30 минут и более. На Джиро существует лимит времени прохождения этапа, который вычисляется в процентах от времени победителя и варьируется в зависимости от сложности этапа. Гонщик не вписавшийся в него снимается с гонки.

Во время индивидуальной гонки на время гонщики стартуют поодиночке друг за другом с интервалом от одной до трёх минут в обратном порядке от расположения в генеральной классификации. Лидер в розовой майке всегда стартует последним. Если в самом начале гонки классификация еще не определена, то порядок старта определяется жеребьевкой среди команд, но победитель прошлогодней Джиро в любом случае стартует последним, его легко узнать по первому номеру. Первый раз гонка с раздельным стартом была проведена в 1933 году между Болоньей и Феррарой. Дистанция составляла 62 км и победу одержал Альфредо Бинда.

Первым этапом на современной Джиро чаще всего становиться короткий пролог. Впервые он был проведен в 1968 году и составлял 5,7 км.

Во время командной гонки, каждая команда стартует отдельно с временным интервалом в 5 минут. Порядок старта определяется командным зачетом в обратном порядке за исключением команды лидера гонки которая всегда стартует последней. За всю историю Giro командная гонка проводилась 20 раз начиная с 1937 года, когда выиграла итальянская команда Legnano на дистанции в 60 км от Виареджо до Марина-ди-Масса.

Все этапы стартуют и финишируют в каком-либо городе. Иногда финишной город одновременно является стартовым городом следующего этапа. Чаще всех принимал гонку Милан (137 раз), на втором месте Рим (25 раз).

Получить старт Джиро для любого города эта очень почетно и выгодно. Бывший директор гонки как-то сказал, что города часто зарабатывают в десять раз больше денег чем они вложили. На протяжении почти полувека Джиро начиналась и заканчивалась в Милане, городе где расположена штаб-квартира Gazzetta Dello Sport. В 1911 году старт и финиш были перенесены в Рим, чтобы отпраздновать 50-летие объединения Италии. За редким исключением, старт и финиш в Милане был стандартом для Giro d'Italia. Тем не менее, начиная с 1960 года место старта изменялось каждый год. Несколько лет (1965, 1966, 1968, 1970, 1973, 1975, 1981-1989) финиш принимали другие города, но в 1990 году был восстановлен традиционный финиш в Милане.

В 2009 году в ознаменование столетия Джиро д’Италия финиш состоялся в Риме. Итальянская столица Рим уже была местом заключительного этапа в 1911 и в 1950 годах. В 2010 году гонка закончилась в Вероне, как это уже случалось в 1981 и 1984 годах. В 2016 году Джиро д’ Италия финиширует в Турине.

С первой по 47-ю гонки стартовали исключительно в Италии. Первый заграничный старт был в 1965 году в Сан-Марино. И с тех пор уже более 10 раз Giro стартовала в других странах среди которых Монако (1966), Бельгия (1973 и 2006), Ватикан (1974), Греция (1996), Франция (1998), Голландия (2002, 2010 и 2016), Дания (2012) и Северная Ирландия (2014).

Последним победителем Джиро д’ Италия 2015 является испанский велогонщик Альберто Контадор. В 2016 году гонку выиграл итальянец Винченцо Нибали.

Джиро 2017 стартует на Сардинии.