Марио Чиполлини

Марио ЧиполлиниМарио Чиполлини (итал. Mario Cipollini) родился в тосканском городе Лукка 22 марта 1967 года и вырос в соседней деревне Сан-Джусто ди Компито (итал. San Giusto di Compito). Его отец, Вивальдо, в молодости был успешным велогонщиком любителем, в то время как его брат Чезаре был профессиональным велосипедистом и его сестра Тициана также участвовала в велогонках. Марио одержал множество побед в своей молодежной карьере в разных возрастных группах, выиграв в общей сложности 125 любительских гонок до вступления в профессиональный пелотон в 1989 году в команде Del Tongo, далее он гонялся за GB-MG Boys Maglificio-Bianchi (1992-1993), Mercatone Uno-Saeco (1994-1995). Его главные достижения как велогонщика включают в себя победу на Чемпионате Мира в групповой гонке на шоссе в 2002 году, победу в том же году в велогонке Милан-Сан-Ремо, и 42 выигранных этапа на многодневке Giro d'Italia. Чиполлини выиграл свой 42-й этап на Джиро в 2003 году побив рекорд Альфредо Бинда, который держался с 1933 года. Марио также выиграл 12 этапов Тур де Франс и три этапа Вуэльты Испании. 57 побед на Гранд Турах лишь немного уступают рекорду Эдди Меркса который выиграл 64 этапа. Ему же принадлежит неофициальный рекорд самого быстрого этапа на Тур де Франс в 1999 году когда он первым преодолел дистанцию 194,5 км со средней скоростью 50,356 км/ч. В том же туре, он выиграл 4 этапа подряд, что никому не удавалась за период после второй мировой войны. Марио Чиполлини был трижды победителем классической гонки Gent–Wevelgem в Бельгии, выиграв ее в 1992, 1993 и 2002 годах.
На пике своей карьеры, его скорость была недосягаема для его соперников, ему приписывают титул лучшего спринтера всех времен. Красные майки его команды Saeco (в которой он провел 6 сезонов с 1996 по 2001 г.), знаменитый «красный поезд» из товарищей по команде разгонявших его на финише, постоянно видели в голове пелотона к концу равнинных этапов Гранд-Туров в конце 1990-х. Поезд Saeco развивал такую невероятную скорость на последних километрах дистанции отсекая соперников, чтобы открыть своего лидера за 200-300 метров до финиша, и только Марио был способен удержать и развить ее в своем коронном финишном спурте. Эта командная тактика изменила представление о массовых спринтах того времени и впоследствии помогла вырастить новых спринтеров, таких как Алессандро Петакки.
В начале 2002 года, будучи уже в новой команде Acqua & Sapone, Марио Чиполлини выиграл Милан-Сан-Ремо, а затем и Gent-Wevelgem. Тем не менее, отказ организаторов в приглашении его команды на Тур де Франс заставил его объявить о своем уходе из велоспорта. Но тренер итальянской национальной команды Франко Баллерини убедил его вернуться и построил сборную Италии вокруг Чиполлини для Чемпионата мира в октябре в бельгийском Золдере, где Марио одержал красивую победу, опередив в финишном спринте своих постоянных соперников Робби Макьюэна (Robbie McEwen) и Эрика Цабеля (Erik Zabel).
В 2003 году, будучи в радужной майке чемпиона мира, Марио Чиполлини сосредоточился на побитии рекорда в 41 этапных побед на Джиро д'Италия принадлежавший Альфредо Бинда. Его попытка была почти сорвана новой звездой спринта Алессандро Петакки из команды Фасса Бортоло. После многих неудачных попыток, он, наконец, побил рекорд, хотя ему и пришлось отказаться от дальнейшей борьбы из-за травм при падении на мокром асфальте. Он сказал, что это падение завершило его карьеру, тем более что его команда Domina Vacanze-Elitron опять не была приглашена на Тур де Франс, несмотря на публичное заявление Марио что организаторы не уважают майку чемпиона мира.
Следующее заявление о завершении карьеры прозвучало весной 2004 года на Джиро д'Италия после очередного падения и это был единственный раз за все годы участия когда он покинул Giro не выиграв ни одного этапа.
Но в июле этого года он принял участие в Тур де Франс, куда после 3-х летнего перерыва была приглашена его команда.

При росте 189 см и весе около 80 кг Марио Чиполлини никогда не скрывал, что не любит горные этапы. Среди спринтеров иногда практикуется сходить с Гранд Тура после первой равнинной недели перед серьезными горами чтобы сохранить форму в текущем сезоне. Но сходы Чиполлини часто были сопряжены со скандалами. Он не стеснялся публиковать свои фотографии загорающим на пляже когда другие гонщики надрывались на крутых подъемах. Именно этим он навлекал на себя гнев организаторов и в частности директора Тур де Франс Жан-Мари Леблана который 3 года подряд отказывал его команде в приглашении. Так же памятен скандал когда его команда Domina Vacanze была приглашена на Вуэльту именно под гарантии его участия в гонке, а он сошел сразу после пролога. С Вуэльтой связан еще один скандал тремя годами ранее, когда перед стартом этапа он ударил гонщика Francisco Cerezo, за что был снят с гонки.
Марио часто нарушал правила в отношении командной велоформы. Одевал комбинезоны с рисунком человеческих мышц (что выглядело как будто с него содрали кожу), полос зебры и тигра, и техно-комбез из фильма Tron 1982. Во время дня отдыха в 1999 году на Тур де Франс Чиполлини и его команда Saeco нарядились как древние римляне, чтобы отпраздновать день рождения Юлия Цезаря и рекордную четвертую победу подряд. Он был оштрафован за ношение полностью желтой велоформы будучи лидером Тур де Франс, хотя эта практика носить все желтое и брать даже желтый велосипед с тех пор стала общепринятой.
Эти выходки нарушали правила UCI, в результате чего Чиполлини и его команда была оштрафована на тысячи швейцарских франков. Но стоит отметить что знаменитый мышечный костюм потом был продан на благотворительном аукционе за 100 миллионов лир (43,710$).
Но несмотря ни на что Марио был настоящим любимцем публики. Его мощные спортивные выступления порой даже иногда затмевались его манерами и ярким образом жизни. Его рост, внешний вид и пышная прическа в свое время принесла ему прозвище "Король Лев", и помимо Чипо, его так же часто называют "Супер Марио" и "Марио Великолепный". Его гардероб состоял из сотен костюмов, галстуков и обуви, многие из которых он никогда не носил. В 2002 году он был арестован за то, что лидировал на велосипеде за мотоциклом на итальянской автостраде. В свое оправдание он заявил, что это единственное безопасное место где он мог тренироваться в развитии финишной максимальной скорости. На разного рода критику он отвечал, что это всего лишь зрелище, которое идет на благо его спонсорам.
В 1993 году Марио Чиполлини женился на Сабрине Ландуччи (Sabrina Landucci), но пара рассталась в 2005. У Марио есть две дочери: Лукреция и Рэйчел. Несмотря на то что на протяжении большей части своей карьеры он был женат, Чиполлини считался секс-символом и по слухам еще и бабником. Он особо и не старался развеять эти слухи, особенно с комментариями, такими как: «Если бы я не был профессиональным велосипедистом, я мог бы стать порно звездой».

Даниэл Койл в своей книге «Война Лэнса Армстронга» говорит, что этот образ Марио Чиполлини был свое рода отвлекающим маневром. Цель заключалась в том, чтобы деморализовать соперников благодаря постоянному освещению в СМИ Чиполлини могущего кутить и веселиться всю ночь, а потом с легкостью бить их всех на следующее утро.
Несмотря на этот неистовый имидж, Марио вполне может быть весьма скромным по отношению к своим коллегам велосипедистам. После побития рекорда этапных побед Альфредо Бинда на Джиро д’Италия он отметил, что был бы счастлив "просто чистить ему обувь". В день смерти Марко Пантани в 2004 году Чиполлини сказал: "Я опустошен. Это трагедия огромного масштаба для всех причастных к велоспорту. У меня просто нет слов".
Марио Чиполлини, в порыве досады, несколько раз пытался завершить свою карьеру. Но весной 2005 года, несмотря на 2 выигранные гонки в этом сезоне, за неделю до старта Джиро он официально объявил о своем уходе. Он принял неофициальное участие в прологе своей любимой многодневки одев флюоресцентный розовый велокомбинезон, в память о своих 42-х победах.
В 2006 году он был знаменосцем олимпийского флага во время церемонии закрытия XX зимних Олимпийских игр в Турине.

В январе 2008 года Марио Чиполлини объявил о подписании контракта с командой Rock Racing и вернулся к тренировкам в США. Затем он участвовал в Туре Калифорнии, где хорошо проехал пролог и занял третье место в спринте на третьем этапе, позади Тома Боонена и Генриха Хаусслера. Он также хотел принять участие в Милан-Сан-Ремо, но отношения с Rock Racing Team внезапно закончилась из-за разногласий.
В 2010 году Чиполлини запустил в производство свой собственный бренд гоночных велосипедов, которые использовались итальянской командой ISD–NERI.

В феврале 2013 года появились новости, что Чиполлини мог быть клиентом доктора Eufemiano Fuentes с 2001 по 2004 год. В докладе, опубликованном итальянской газетой Gazzetta Dello Sport утверждается, что кодовое имя Чиполлини было "Мария", и что он получил различные виды допинга, в том числе путем инъекций 25 пакетов крови с начала 2003 года и до начала Джиро д’Италия в мае. Когда история была выявлена 9 февраля 2013 г. адвокат Чиполлини назвал все эти заявления ложными.
Его имя было в списке допинг-тестов, опубликованных французским Сенатом 24 июля 2013 года, которые были собраны в течение Тур де Франс 1998 года и которые при повторном анализе в 2004 г. дали положительный результат на ЭПО.