Светофор Светофорович
Велосипедисты подъехали к перекрестку, на котором работал светофор. Зажегся красный сигнал, одновременно с ним светофор вдруг залился соловьиной трелью. Велосипедисты остановились.
— Вот дает!— изумился Дениска.
— Это звуковой сигнал для пешеходов с дефектами зрения,— пояснил Костя.— Он говорит, что транспорт остановился и пешеходы могут смело переходить дорогу.
— Я все-таки никак не могу понять, почему на перекрестке устраивают светофорное регулирование. Разве недостаточно правила помехи справа или знаков?—спросил Дениска.
— Бывают перекрестки, где очень много машин и пешеходов, особенно в часы пик. Для того чтобы автомобили, движущиеся в разных направлениях, могли проехать в нужную сторону, а пешеходы— перейти дорогу, светофор своими сигналами прерывает движение, регулирует его.
— А разве нельзя на этих перекрестках поставить регулировщиков?— не унимался Дениска.
— Светофор и появился именно для того, чтобы помогать человеку регулировать движение транспорта и пешеходов.
Придумали светофор еще в прошлом веке. В центре Лондона в 1868 году на одном из самых важных перекрестков был установлен светофор. У него было всего два сигнала — красный и зеленый, которые вручную менял находящийся при светофоре полицейский.
Первый светофор в нашей стране был установлен в 1930 году в Москве на пересечении улиц Петровка и Кузнецкий мост.
— А почему выбрали для светофора именно эти цвета: красный— запрещающий, желтый — предупреждающий, зеленый — разрешающий?—спросил Сережа.
— Это легко объяснить. Красный цвет — традиционный сигнал опасности. Он виден лучше других сигналов издалека и при плохой погоде. Зеленый цвет — это цвет спокойствия. Зеленая трава, листья деревьев действуют на человека успокаивающе. Вот поэтому он и был принят как сигнал, разрешающий движение. Мигающий сигнал, разрешая движение, информирует о том, что через несколько секунд его время истечет и включится запрещающий сигнал. Желтый же цвет — переходный, но по яркости он близок к красному.
— Я заметил, что все сигналы у светофора всегда расположены в одной и той же последовательности — сверху вниз или слева направо: красный — желтый — зеленый,— заметил Сережа.
— И это не случайно. Есть люди с дефектами восприятия цвета, их называют дальтониками. Ориентиром для них и служит порядок включения сигнала. Любопытно, что первые светофоры напоминали циферблат часов, по которому с равномерной скоростью двигалась стрелка.
На современных светофорах устраивают дополнительные секции— стрелки. Включенная стрелка независимо от цвета основного сигнала разрешает движение в указанном направлении.
— Костя, а почему у светофора такие длинные козырьки? Чтобы дождь не заливал? — спросил Дениска.
— Нет. Главным образом для того, чтобы солнечные лучи не засвечивали сигналов светофора и водителям и пешеходам было понятно, какой сигнал включен.
— А кто дает команды светофору, сколько должен гореть зеленый, красный или желтый сигнал? — поинтересовался Сережа.
— Обратите внимание — на перекрестке рядом с одним из светофоров есть небольшой металлический ящик. В нем устройство, которое называется «контролер». Оно по заранее заданным программам и командует сигналами светофора на перекрестке. Так что светофор — это сложное инженерное устройство.
— Светофор Светофорович,— посмотрев еще раз на включившийся зеленый сигнал, почтительно произнес Дениска.