Центровка колес

Центровка производится в специальном приспособлении (см. рис. 39), а при его отсутствии — в передней вилке любого велосипеда, зажатой за стержень в тиски перьями вверх.

Центровку обода начинают с вращения собранного колеса, укрепленного в приспособлении при помощи гаек или барашков, навернутых на ось втулки (втулка должна легко и без качки вращаться на шарикоподшипниках). Обод неотцентрованного колеса, приведенного в движение, то удаляется, то приближается краями к стойке приспособления.

Для определения максимального отклонения обода пользуются указательной планкой, укрепленной на стойке. Если центровку обода за отсутствием станка производят в передней вилке, или цепных перьях рамы велосипеда, отклонения обода определяют при помощи какого-либо красящего вещества, оставляющего после соприкосновения с ободом на его боковых поверхностях заметный след (мел, цветные карандаши и пр.). На участке обода, соприкасающегося с ограничительной планкой станка или получившего след от красящего вещества, считают количество ниппелей, спицы которых помещаются в противоположном фланце втулки. Эти ниппели с помощью ключа завертывают на 1—2 оборота, чтобы натянуть спицы, а ниппели, находящиеся с другой стороны, необходимо отвернуть на 1—1,5 оборота. Так же поступают со следующим участком обода, который так же, как предыдущий, задевает краем за ограничительную планку. Таким образом, при подтягивании ниппеля с одного края обода и отпускании с другого устраняется боковое биение обода.

Радиальное биение обода устраняется следующим образом. К наружной поверхности вращающегося обода подводят указательную планку, которой пользовались при выверке биения обода, и по задеванию за планку определяют места, выступающие за пределы правильной окружности обода. На всех выступающих участках обода оба ряда ниппелей нужно подтянуть на 1—2 оборота, предварительно отвернув на 1—2 оборота ниппели на спицах на том участке обода, который имеет впадину. Подтягивая спицы на всех выступающих участках обода и отпуская их на участках, имеющих впадины, добиваются радиальной центровки обода. После этого приступают к окончательной боковой центровке обода. Боковое и радиальное биение у отцентрованного обода не должно превышать 1 мм.

Встречаются случаи, когда у дорожного велосипеда наружные края ободов находятся не в одной плоскости или имеют другие подобные дефекты. Такие дефекты обода плохо поддаются исправлению центровкой, и их исправляют специально сделанным для этого металлическим крючком. Если, например, один из краев обода имеет выпуклость, то крючок пропускают между спицами со стороны противоположного края обода загнутым концом вверх. Этим концом зацепляют за край обода, имеющего выпуклость, и повертывают крючок на несколько градусов вокруг поперечной оси обода (рис. 44 а). В случае если на поверхности обода имеется впадина, крючком, наложенным в поверхности обода, захватывают его край и производят поворот на несколько градусов также вокруг поперечной оси обода (рис. 44 6). Оставшееся после правки обода биение исправляется путем подтягивания спиц. На опорной части крючка делается мягкая подкладка, чтобы крючок не мял поверхности обода.

Рис. 44. Выправление обода колеса специальным крючком
Рис. 45. Проверка шнуром смещения втулки колеса относительно средней плоскости обода

Отцентрированный обод должен иметь равномерное и достаточное натяжение спиц, которые не должны прогибаться от давления пальцев руки. Концы спиц, выступающие над головками ниппелей, спиливают при помощи полукруглого напильника.

Обод отцентрированного колеса не должен быть смещен более чем на 2 мм по отношению к торцам втулки, т. е. должен находиться строго в центре между торцами втулки, благодаря чему достигается соосность обоих колес в раме велосипеда. Центральное расположение обода между торцами втулки проверяют в условиях мастерских следующим образом. Берут шнур 2—3 мм толщиной и 1,5 м длиной, складывают его вдвое и образовавшимся перегибом помещают на поверхность обода (рис. 45). Свободные концы шнура 2 продевают между спицами с внутренней стороны каждого фланца втулки и соединяют на противоположной стороне обода 1, а затем измеряют расстояния от натянутого шнура до обоих торцов втулки. В условиях завода для такой проверки применяют специальный шаблон. Если имеется смещение обода, то его устраняют путем подтягивания всех спиц с той стороны, где обод более удален от фланца; противоположную же сторону спиц в этом случае отпускают. После перемещения обода в сторону центра производят еще раз замер и, если обод оказался в центре втулки, его центруют с целью устранения биения.