Двухроликовые переключатели передач

Двухроликовые переключатели применяются при двух ведущих зубчатках, соединенных в блок. Это дает большой выбор передаточных соотношений, которые велогонщик может использовать в процессе гонки на большое расстояние. Двухроликовым переключателем можно с успехом пользоваться в многодневных шоссейных гонках. В гонках до 200 км нецелесообразно применять переключатель с двумя роликами, тем более, если участник гонки хорошо знаком с ее маршрутом. Гонщик всегда может определить необходимые соотношения для знакомого ему маршрута, пользуясь пяти- или четырехблочной трещоткой и одной ведущей зубчаткой. Отрицательной стороной двухроликового переключателя является несколько более сложное устройство и увеличение потерь на трение цепи, огибающей два ролика.

Конструкция двухроликового переключателя показана на рис. 24. Детали, отличающие его, следующие: кронштейн 13, направляющая втулка 9, скользящий палец 6, пружина 5 и щечки 2 и 4 с роликами 1 и 3; кронштейн 26 и рычаг 6 однороликового переключателя (см. рис. 23) в конструкции двухроликового переключателя (рис. 24) заменены одной деталью — кронштейном 13.

Втулка 9, помимо резьбы, имеет на своей поверхности две параллельно расположенные лыски, которые удерживают от провертывания установленную на втулке шайбу 7. С наружной стороны на втулку навертывается гайка 10, которая регулирует горизонтальное перемещение переключателя в пределах двух крайних ведомых зубчаток и в то же время является контргайкой. Втулка имеет сквозное ступенчатое отверстие, которое к выходу во внутреннюю сторону имеет уступ, являющийся ограничителем для скользящего пальца 6. Последний имеет на поверхности трехступенчатую заточку. Двумя заточками палец скользит во втулке 4. На поверхность третьей заточки надевается шайба с буртиком, щечки 2 и 4, между которыми находятся направляющие цепь ролики 1 и 3, собранные на шарикоподшипниках. Щечки и ролики укрепляются на пальце гайкой.

Пружина 5, имеющая форму конуса, надевается на выступающую из кронштейна часть втулки и своим большим диаметром упирается в выточку, сделанную в шайбе 7. Пружина работает на скручивание и на сжатие. Работая на сжатие, пружина сообщает переключателю усилие, перемещающее его в горизонтальной плоскости, и он своим боковым давлением вынуждает цепь перекладываться с одной ведомой зубчатки на другую. При работе
на скручивание пружина создает необходимое натяжение цепи, выбирая слабину после того, как цепь переложена с одной зубчатки на другую.

Бурт шайбы 7 имеет 12 прорезей, каждая из которых оканчивается отверстием. В одном из отверстий фиксируется пружина. Шайба является регулятором натяжения пружины путем скручивания ее, для чего необходимо переставлять конец пружины по отверстиям бурта шайбы.

На поверхность пружины надевается предохранительный телескопический кожух. С противоположного месту крепления роликов конца скользящего пальца заделывается стержень 8 цепочки 11. Заделка производится путем завальцовки края отверстия, сделанного в скользящем пальце, в котором стержень свободно вращается вокруг своей оси. Цепочка, серьга 12, трос и манетка применяются такие же, как у предыдущего переключателя.