Обода

Обод является одной из важнейших деталей велосипеда, поэтому не удивительно, что большинство гонщиков уделяют ободам большое внимание.

Обода должны выдерживать вес велосипеда и велосипедиста и воспринимать на себя все толчки от неровностей покрытия дороги. Даже при незначительном ударе недостаточно прочный обод может сломаться и вызвать падение велосипеда. Поэтому на прочность обода должно быть обращено самое серьезное внимание.

Вес обода колеблется в пределах от 270 до 317 г. При всяком увеличении скорости движения велосипедист должен преодолевать инерцию обода, шин, спицы втулки колеса. Из механики известно, что момент инерции вращающихся тел определяется в основном массой (весом), сосредоточенной на окружности вращающегося тела (маховика, колеса). Ясно поэтому, что чем меньше периферический вес, т. е. вес обода, ниппелей и шины, играющих роль «махового колеса», тем меньше велосипедист будет утомляться, совершая разгон. Этим объясняется стремление гонщиков до максимума облегчить вес колес. Необходимо подчеркнуть, что основную роль играет не общий вес колес, а вес периферический. Уменьшение веса обода на 20 г дает большую выгоду, чем уменьшение общего веса велосипеда на 1 кг. Поэтому применение легких ободов имеет для гонщика первостепенное значение. Естественно, что в отношении веса ободов дорожного велосипеда не ставится таких жестких требований.

Обода дорожных и легкодорожных велосипедов. Обода могут иметь различную форму поперечного сечения, но, как правило, изготавливаются отечественной промышленностью под покрышки, имеющие проволочные борты (рис. 14 а).

Обода изготавливаются из стальной ленты холодного проката толщиной 1 мм путем прокатки между профилированными роликами и электросварки. Отверстия для ниппелей спиц пробиваются прессом. После контроля обод получает защитно-декоративное покрытие (хромирование или лакировка).

Обода гоночных велосипедов. На гоночных велосипедах могут устанавливаться дюралюминиевые (рис. 14 б) и деревянные (рис. 14 в) обода. В настоящее время наша промышленность выпускает обода только из дюралюминия. Велосипедные заводы в производстве ободов дошли до пределов облегчения веса, и дальнейшим облегчением ободов гонщику заниматься самому не следует.

Обод у шоссейно-гоночного велосипеда испытывает большую нагрузку, чем у трекового, и поэтому имеет большую толщину по диаметральной линии и вес; ширина обода шоссейно-гоночного и трекового велосипедов в большинстве случаев бывает одинаковой.

Дюралюминиевый обод изготавливается путем протягивания на волочильном станке через глазок-матрицу дюралюминиевой трубы, которая затем сгибается между трех роликов, приобретая форму кольца. Соединение концов обода производится в стык при помощи бужа.

Второй способ изготовления ободов заключает в себе обычную вальцовку между тремя роликами, поверхность которых имеет необходимый профиль. Соединение ободов и в этом случае производится при помощи бужа.

Отверстие диаметром 6,1 мм под вентиль сверлится диаметрально противоположно стыковому соединению обода с расчетом, чтобы вентиль камеры служил также и противовесом места стыка.

Отверстия диаметром 4,2 мм под ниппели, которых у большинства гоночных велосипедов сверлят 36 штук, располагаются не на оси поперечного сечения обода, а по обе стороны от нее, отступя от наружных краев обода на 9 мм. Делается это для того, чтобы в случае если под действием давления натянутой спицы и ниппеля на нижнюю стенку обода образуется трещина, последняя не распространялась до следующего отверстия, просверленного под ниппель. Иногда для облегчения производства ободов (во избежание образования складок) обода заполняют внутри деревом или прессованной бумажной массой. Заполнитель утяжеляет обод и к тому же задерживает влагу, попавшую внутрь обода и вызывающую коррозию.

В ободе, не имеющем заполнителя, в верхней стенке обода, которая является посадочной поверхностью для шины, сверлят отверстия для свободного прохода шайб под ниппели. В ободе, имеющем заполнитель, в верхней стенке делают углубления, в которые помещаются головки ниппелей; эти углубления имеют заранее просверленные отверстия для стержней ниппелей.

Обод после механической обработки должен иметь полированную до зеркального блеска поверхность.

Основные размеры ободов. Размер обода определяется посадочным местом шины, длина окружности которого может быть измерена специальной стальной лентой. Диаметр обода зависит от величины поперечного сечения шины: чем меньше диаметр сечения последней, тем больше диаметр обода и, наоборот, чем больше поперечное сечение шины, тем меньше диаметр обода. Так, например, диаметр колеса гоночного велосипеда равен 700 мм, диаметр сечения шины равняется 28,55 мм; диаметр колеса дорожного велосипеда равен 710 мм, диаметр сечения шины — 44,45 мм. Диаметр дорожного колеса на 10 мм больше диаметра колеса гоночного велосипеда, но диаметр обода колеса дорожного велосипеда значительно меньше, чем диаметр обода колеса гоночного велосипеда. Чтобы подсчитать диаметр посадочного места обода, надо из диаметра колеса вычесть сумму двух диаметров сечения шин. Для гоночного велосипеда получаем: 700 — 2-28,55 = 642,9 мм; для дорожного: 710 — 2-44,45 = 621,1 мм.

Подсчитанный таким образом диаметр нельзя смешивать с наружным диаметром обода, который в расчет не принимается. Разница между наружным диаметром обода и посадочным диаметром у обода гоночного велосипеда составляет около 11,22 мм, а у обода дорожного велосипеда — около 12,8 мм.