Педали

Среди узлов велосипеда педали играют не последнюю роль, так как от их устройства и размера зависит правильное положение ног велосипедиста, работа голеностопного сустава и икроножных мышц.

Педаль дорожного велосипеда (рис. 18) состоит из следующих деталей: оси 13, конуса 3, шайбы 2 с усом, гайки 1, центра педали 8, двух чашек 7 и 12, двух боковых пластин 5 и 11, колпачка 4, двух распорных стержней 10 с четырьмя гайками, двух опорных резиновых брусков 9 и комплекта (19 шт.) шариков 6 Ø 3 мм.

Рис. 18. Педаль дорожного велосипеда

На обоих концах оси педали нарезана резьба. На одном конце нарезают резьбу М14 X 1.25 или М14 X 1.0, чтобы ось педали можно было завернуть в шатун. Резьба на оси правой педали выполняется правая, на оси левой педали — левая. На втором конце оси нарезается правая резьба М7 X 1; на эту резьбу навертывают конус, которым производится регулировка шарикоподшипников педали, Вдоль резьбы прорезают канавку, в которой помещается ус шайбы, устанавливаемой между торцом конуса и его контргайкой.

Конус, чашки и шариковый путь оси педали цементируют и закаливают для получения твердой поверхности. Все наружные поверхности деталей хромируются.

Педали гоночного велосипеда (рис. 19) не имеют резиновых частей и изготавливаются целиком из металла.

Центр педали изготавливается из прутковой стали заодно с чашками шарикоподшипников, на наружной поверхности которых делаются заточки под посадку боковых пластин; на одной из заточек выполняется резьба для навертывания колпачка. На заточках делаются лыски, препятствующие вращению центра педали в боковых пластинах.

Боковые пластины и крайние пластины педалей спортивного и шоссейного велосипедов, а также рамку педали трекового велосипеда штампуют из листовой стали. Ось педали гоночного велосипеда отличается от оси педали дорожного формой и размерами. Конус педали гоночного велосипеда имеет те же размеры и форму, что и конус педали дорожного велосипеда, но делается из легированной стали; гайка и шайба с усом применяются те же, что у педали дорожного велосипеда.

Все открытые наружные поверхности частей педали гоночных велосипедов тщательно полируют под защитно-декоративное покрытие (хромирование).

Педали гоночных велосипедов имеют три размера длины при сохранении одной и той же ширины (55 мм). Длиной I педали принято считать расстояние между боковыми пластинами. Длина педали для обуви до № 35 равна 85 мм, до № 40 — 92 мм и до № 45 — 102 мм.

Подошва велотуфли должна опираться на крайние пластины педали; боковые пластины служат ограничителями подошвы, чтобы нога не смещалась ни к стержню шатуна, ни в сторону от него. Часто гонщик по укоренившейся привычке неправильно держит ногу на педали: подошва туфли одним краем лежит на вершине одной из боковых пластин. Это создает перекос стопы, отражающийся на работе голеностопного сустава, и часто вызывает у гонщиков во время соревнования по шоссе появление судорог икроножных мышц, а иногда и мышц бедра. То же самое наблюдается при пользовании педалями, длина которых не соответствует ширине подошвы велотуфли.

Туклипсы (рис. 19 в) на педалях гоночных велосипедов играют двойную роль: они не дают ноге скользить по педали вперед и поддерживают в петлеобразном состоянии ремень, которым укрепляется нога на педали. Размеры l1, l2, l3 туклипсов нужно подбирать так, чтобы сохранить зазор примерно около 1 см между носком туфли и углублением туклипса, что предохраняет пальцы ноги от ранения, которое может быть вызвано непрерывным трением металла о носок туфли. На это необходимо обратить серьезное внимание, так как малейшая потертость пальцев на ноге может привести к серьезным осложнениям.