Летающий велосипед (перелет через Ла-Манш)

Человечество с давних времен мечтало подняться в воздух. Велосипедисты стали думать об этом еще на заре велосипедного спорта. В немецкой газете «Время в иллюстрациях» еще в 1884 г. появилось изображение «чудовища», весившего 110 кг, которое по замыслу должно было «летать».
Изобретателями и велопилотами становились известные ученые-механики и знаменитые спортсмены, например, в 1909 г. чемпион мира в спринтерской гонке на треке француз Г. Паулайн. Совсем недавно велосипедная фирма «SURERIA» изготовила летающий велосипед.
Самый сенсационный велосипедный полет произошел в июне 1979 г. Велосипедист-пилот Б. Аллен сумел преодолеть 22-мильный Ла-Манш на «летающем» велосипеде доктора П. Мак Креди.

летающий велосипед
Летательная велосипедная машина получила название «COSSAMER ALBATROS», что в буквальном переводе звучит так: «Альбатрос в очень легком плаще». Скорость движения «Альбатроса» составляла 11 миль в час. Таким образом, перелет при самом благоприятном стечении обстоятельств должен был продолжаться не менее 2 часов. За этот период по проливу проходит не менее 400—500 судов.
Тренировочные полеты показали, что воздушные волны от проходящих кораблей создают дополнительные трудности. Хотя конструктор создал «Альбатрос» легко управляемым, отклонения при различных изменениях направления ветра составляли 300—400 футов.
Летательный аппарат двигался на высоте 20—30 футов над уровнем пролива. Планирование «Альбатроса» исключалось, так как скорость движения по воздуху была равна приблизительно 1 футу в секунду. При прекращении педалирования через 30 секунд летательный аппарат падал в воду.
Во время перелета были предусмотрены меры безопасности: на всем протяжении полета «Альбатрос» сопровождали 3 моторные лодки. Имелось специальное устройство, которое в случае необходимости позволяло совершить посадку летательного велоаппарата на одну из лодок сопровождения. Б. Аллен имел постоянную двустороннюю радиотелефонную связь.
Приведем еще ряд технических данных об «Альбатросе». Вес его 55 фунтов (1 фунт — 453,59 г). Размах несущих крыльев 96 футов. Управление осуществляется с помощью стабилизирующего крыла протяженностью в 22 фута.
Кабина и крылья велоаппарата покрыты синтетическим материалом «муларом». Он имеет глянцевую поверхность, хорошо натягивается на каркасы любой конфигурации. Подобный материал уже использовался для создания модели велосипеда «Белый луч». На таком велосипеде можно развить скорость свыше 54 миль в час (велосипед был опробован на чемпионате США). Кабина «Альбатроса» имеет форму шестиугольника с вмонтированным в него велосипедным станком.
Для поддержания скорости 11 миль в час частота педалирования должна быть в среднем 70 движений в 1 минуту. Б. Аллен развивал мощность примерно 1/4 лошадиной силы. Он тщательно готовился к перелету, тренируясь по специальной программе. Ежедневно он преодолевал дистанцию не менее 40 миль (около 65 км), изобилующую затяжными подъемами.
Вторая половина дня отводилась работе на велоэргометре. Важно было подготовить себя к беспрерывному в течение 2—2,5 часа силовому педалированию. В период непосредственной подготовки к перелету было составлено меню, содержащее пищу, богатую калориями. При этом очень важно было сохранить на одном уровне вес спортсмена. Особое внимание в период подготовки обращалось на выработку привычки минимального употребления воды в процессе тренировочных занятий. Во время перелета у Б. Аллена был с собой термос, в котором находилось около 1,2 л жидкости. К моменту старта собственный вес Б. Аллена составлял 61,5 кг при росте 186 см.
Экипировка включала легкоатлетические трусы, велосипедную рубашку, велотуфли и пластиковый велосипедный шлем с вмонтированными в него наушниками.
Капризен Ла-Манш, редко выпадают безоблачные дни и безветренные часы. Но вот... 12 июня 1979 г. синоптики дали добро на необычайный перелет. Перелет закончился благополучно, если не считать поломки при «посадке» — при приземлении на берегу сломалось одно из небольших колес кабины.
Перелет через Ла-Манш на велосипедном летательном аппарате это, конечно, полет одиночки, во многом носящий рекламный характер. Однако он показал, какой еще неисчерпаемый источник таит в себе велосипед и сколь велики возможности мышечной силы человека.