Подготовка велосипеда к соревнованиям

Велосипед нужно подготавливать за несколько дней до соревнования, чтобы иметь возможность опробовать его на шоссе или треке на протяжении нескольких километров, определить малейшие неточности в регулировке и устранить их. Многие чемпионы бросали гонку из-за неподготовленности велосипеда к соревнованию, несмотря на то, что велосипед изготовлен из лучших материалов и оснащен лучшими принадлежностями. Это часто происходит из-за того, что подготовка велосипеда передоверяется другому лицу, или если велосипедист производит подготовку сам, то относится к ней несерьезно.

Каждый велосипедист должен хорошо знать устройство велосипеда, подготовку его к соревнованиям и приемы ремонта. Изучению велосипеда, разборке и сборке узлов и деталей нужно посвятить зимние месяцы. Гонщику, принимающему участие в дорожных соревнованиях, нужно в совершенстве изучать регулировку переключателя передач и взаимодействие его деталей.

Если приобретен новый велосипед, его нужно разобрать, удалить густую смазку из шарикоподшипников, собрать подшипники сухими и в собранные подшипники впустить по 2—3 капли жидкого машинного масла. При сборке узла каретки необходимо, прежде чем ввертывать правую чашку, забить в нижнюю и подседельную трубу фетровые или войлочные пробки, которые герметически закрывают узел каретки и предохраняют его от попадания посторонних частиц из внутренних отверстий труб рамы.

При последующих подготовках велосипеда к соревнованиям разбирают у велосипеда трущиеся детали (шарикоподшипники), которые очищают от старой загрязненной смазки и заменяют ее новой.

Большое внимание уделяется колесам и шинам: колеса должны быть отцентрированы до допустимого бокового и радиального биения в пределах не более 1 мм. Наклеенные на обода шины также должны быть отцентрированы.

Вес шины определяется весом гонщика и типом дорожного покрытия. Для трековых соревнований по цементному покрытию ставить на колеса шины легче 120 г не рекомендуется; для соревнований по шоссе во избежание проколов ставить на колеса шину легче 280 г также нецелесообразно.

При установке и закреплении седла нужно руководствоваться длиной ног и постановкой их на педали. Высоту седла, необходимую для данного гонщика, определяют следующим путем. При положении, когда шатун направлен вертикально вниз, стопа гонщика, сидящего в седле, составляющая прямой угол с голенью, должна свободно коснуться нижней стороны педали поверхностью стопы. Седло на велосипеде для соревнований по шоссе устанавливают так, чтобы передняя рамка была выше задней на величину до 5—6 мм. Это положение дает возможность плотно сидеть в седле. Седло на трековом велосипеде устанавливают либо параллельно плоскости дороги, либо его переднюю рамку опускают вниз на 5— 6 мм.

Руль у велосипеда для соревнований по шоссе устанавливают так, чтобы горизонтальный участок трубы руля был на одной высоте или на 25 мм ниже седла; опускать руль более низко не следует. Кронштейны тормозных ручек устанавливают на трубе руля так, чтобы верхняя плоскость кронштейна приходилась на одном уровне с горизонтальной линией трубы руля. Такое расположение кронштейнов обеспечивает при опоре рук на них непринужденное положение гонщика на велосипеде и способствует меньшему утомлению.

Руль трекового велосипеда устанавливается значительно ниже, чем на велосипеде для соревнований по шоссе. Его установка зависит от физических данных, роста гонщика и его навыка педалирования. Некоторые гонщики считают правильным и удобным устанавливать руль так, чтобы нижние концы изгибов труб руля приходились на уровне шины переднего колеса. В процессе опробования велосипеда подбирают наилучшее положение седла и руля, устанавливают и основательно закрепляют их в этом положении. Принятой установки седла и руля придерживаются и в дальнейшем при сборке велосипеда. Для этого обычно замеряют расстояние между центрами оси вала каретки и оси стяжного болта седла; его расстояние запоминают или записывают и при повторных разборках велосипеда седло устанавливают в пределах этого размера. Точно так поступают с рулем (замер производят от центра оси переднего колеса до горизонтального участка трубы руля у замка выноса).

Для удобства педалирования обеими ногами и получения возможности вращать педали вкруговую гонщики на подошвах своих велотуфель укрепляют шипы, представляющие собой неширокие планки, сделанные из кожи или из. дюралюминия, края которых сводятся на нет в сторону носка велотуфли. Делается это для того, чтобы можно было без препятствия поставить ногу на педаль, не задев передним краем шипа за крайнюю заднюю пластину педали. Выступающий край шипа, обращенный в сторону каблука при установленной на педали ноге, своим выступом зацепляется за внутреннюю сторону задней пластины педали. Иногда употребляют два укрепленные на подошве велотуфли шипа, которые своими выступающими над подошвой поверхностями образуют щель, идущую поперек подошвы. В щель помещается задняя пластина педали, и нога не может соскользнуть с педали ни вперед, ни назад. Для того, чтобы пластина педали не врезалась в подошву велотуфли, на поверхности подошвы под шипами укрепляется тонкая металлическая пластинка. Лучшим материалом для этой цели служит тонкая пружинная сталь.

Прежде чем укрепить шипы, надо точно знать, как располагается стопа на педали, находится ли осевая линия стопы в строго перпендикулярном положении по отношению к осевой линии педали. Не редки случаи, когда нога, поставленная на педаль, бывает немного вывернута внутрь или наружу (чаще всего наружу). Бывают случаи, когда ноги на педалях стоят по-разному. Чтобы убедиться, где нужно укреплять на подошвах шипы, следует некоторое время поездить на велосипеде в туфлях. Подошвы велотуфель надо слегка смочить водой, чтобы на них заметней определилось положение крайней задней пластины педали. После этого шипы укрепляются на подошвах велотуфель, а на педалях устанавливаются туклипсы.

Переключатель цепи должен быть тщательно проверен и отрегулирован. В процессе тренировок и подготовки велосипеда необходимо изучать величины соотношений передач. Применять одни и те же соотношения на тренировке и во время гонки не следует, так как на тренировке при пользовании утяжеленными шинами дистанция проходится не в полную силу. Если по графику и нужно пройти на полной скорости, то лишь небольшой отрезок пути. Во время гонок при установленных на колесах легких шинах большая дистанция проходится в полную силу, поэтому ведомые зубчатки должны быть уменьшены или ведущая зубчатка увеличена хотя на один зуб относительно тех, которые были во время тренировки. Ни в коем случае нельзя в начале гонок применять большое передаточное соотношение, хотя бы этому и благоприятствовал попутный ветер. После смены соотношения с большого на малое гонщик теряет ритмичность работы ног, его ноги не могут сделать того большого количества оборотов, которое необходимо, чтобы поддержать набранную скорость. Бывают случаи, когда при неумелом пользовании соотношениями у гонщика сводит судорогами ноги.

Необходимо внимательно осмотреть тросы тормозов и переключателя. Если волокна тросов оборвались и препятствуют плавности работы тормоза или переключателя, трос пропаивают или меняют на новый. Если на велосипеде отсутствует переключатель, то следует уделить должное внимание регулировке натяжения цепи.

Можно рекомендовать следующий способ проверки натяжения цепи. Наложить на ведущую и ведомую зубчатки при надетой цепи деревянную или металлическую линейку (ребром). Провис цепи относительно ребра линейки должен быть в пределах 5—8 мм.

При сборке и регулировке велосипеда нужно быть внимательным, все гайки и винты следует затягивать основательно, не разбрасываться от одного собираемого узла к другому. Только после того, как один узел собран окончательно, следует переходить к следующему.

По окончании сборки велосипеда нужно проехать на нем несколько километров и после этого устранить все замеченные недостатки.