Принадлежности велосипеда

К основным принадлежностям велосипеда относятся: насос для шин, звонок, фонарь и сумка с инструментом.
Насос для шин. Основными частями насоса (рис. 34) являются: цилиндрический корпус 2 и поршень, состоящий из кожаной манжеты 5 и двух шайб 4 и 6. Поршень крепится к стержню 3 при помощи винта 7. На верхнем конце стержня укреплена рукоятка 1. В отверстие в нижней части корпуса насоса ввертывается наконечник шланга 8.
Существуют конструкции бесшланговых насосов, у которых сбоку в нижней части корпуса имеется наконечник с резиновым вкладышем, который при наполнении шины воздухом плотно прижимается к вентилю камеры усилием руки велосипедиста.
Основными размерами, характеризующими велосипедный насос, являются объем его цилиндра и общая длина насоса. Нежелательно пользоваться насосом короче 400 мм и длиннее 500 мм, так как коротким насосом затруднительно быстро наполнить шину воздухом, а насос длиннее 500 мм негде укрепить на раме велосипеда.
Диаметр цилиндра насоса должен быть равным 25— 30 мм, исходя из расчета наполнения шины за 10—12 рабочих движений.
Корпус насоса изготовляется из латуни, дюралюминия или целлулоида, стержень поршня — из тонкостенной латунной трубки, манжеты — из кожи «юфть».
Звонок. Звонок (рис. 35) в зависимости от привычки велосипедиста располагается с правой или левой стороны руля, к которому крепится хомутиком со стяжным винтом. Под отвертывающейся крышкой звонка помещается несложный механизм, состоящий из нескольких зубчатых колес, которые при нажатии пальцем сообщают быстрое вращение рычагу с бойками, ударяющими по штифту на внутренней стороне верхней крышки, которая при этом издает звук.
Фонарь. Велосипедные фонари делятся на две группы: 1) электрофонари с динамо; 2) электрофонари с питанием от аккумуляторных или сухих батарей.
Фонари с динамо (рис. 36), основным преимуществом которых является постоянная готовность к действию, получили наибольшее распространение.
Кронштейн велодинамо 1 крепится при помощи хомутика и двух болтов к перу передней вилки или подседельной стойки с таким расчетом, чтобы ось ролика была направлена параллельно радиусу колеса, а боковая поверхность ролика в рабочем положении (т. е. при нажатом рычаге спуска) плотно, но не слишком сильно прижималась к поверхности боковины покрышки. Требуемое положение достигается поворотом кронштейна динамо или перемещением его вдоль пера вилки при ослабленных болтах хомутика, после чего болты плотно затягивают. После
установки динамо следует проверить легкость вращения колеса. Если вращение затруднено, то надо ослабить болты хомутика, слегка отвести корпус динамо от покрышки и снова плотно затянуть болты.
Передний фонарь 2 крепится кронштейном к стержню руля, перу передней вилки, переднему щитку или к специальному фонарному крюку. Сигнальный задний фонарь 4 обычно крепят к перу задней вилки. Для соединения каждого фонаря с динамо служит контактный проводник 3, один конец которого зажимается под контактный винт фонаря, а второй — под контактный винт внизу корпуса динамо. Обратным проводом обычно служат металлические части велосипеда, но встречаются и двухпроводные системы. В последнем случае фонари и динамо имеют по два контактных винта и соединяются между собой двумя проводами.
Включение динамо производится нажатием на рычаг спуска, выключение — отклонением рукой корпуса динамо в сторону от покрышки; в этом положении динамо удерживается рычагом спуска.
Батарейные электрофонари имеют преимущество по сравнению с фонарями, питающимися от динамо, заключающееся в том, что при питании от батареи сила света не зависит от скорости движения велосипеда. Однако они неудобны тем, что приходится заряжать аккумуляторы или менять сухие батареи.
Инструмент. В комплект инструмента для дорожного велосипеда входят комбинированный гаечный ключ, ключ для конусов, ниппельный ключ, отвертка, масленка и велоаптечка. Для гоночных велосипедов, помимо перечисленного, в комплект входит еще ключ для свертывания трещотки с корпуса задней втулки (рис. 37).

Рис. 37. Набор ключей для разборки велосипеда:
а — гаечный ключ; б — «конусный» я накидной ключ; в — ключ для свинчивании трещотки с корпуса втулки; г — ключ для ниппеля