Рама

Рама является основанием велосипеда, на котором крепятся все основные узлы и детали. Она должна выдерживать большие нагрузки (вес велосипедиста, толчки при езде, удары при падении и др.) и быть одновременно максимально легкой. Поэтому материалом для изготовления рамы служат стальные тонкостенные трубы, которые крепятся одна к другой с помощью муфт или свариваются встык, образуя узлы.
Рама мужского велосипеда собирается из восьми труб: верхней (иногда она бывает сдвоенной), головной (рулевой колонки), нижней, подседельной, двух труб цепной вилки и двух труб подседельной стойки. Трубы верхняя, подседельная и две трубы подседельной стойки образуют подседельный узел; верхняя и головная трубы— верхний головной узел, а нижняя и головная — нижний головной узел; трубы подседельная, нижняя и две трубы цепной вилки — кареточный узел; две трубы цепной вилки и две трубы подседельной стойки, соединяясь попарно, образуют вилку заднего колеса. Она имеет плоские наконечники с прорезями для крепления в них оси заднего колеса.
Рама женского велосипеда в отличие от мужской имеет не замкнутую, а открытую конструкцию, так как верхняя труба опущена вниз параллельно нижней и имеет прямую или плавно изогнутую форму. Головная труба в женском велосипеде длиннее, чем в мужском.
Рама может быть нескольких размеров, которые определяются двумя основными показателями: базой (расстоянием между центрами колес) и высотой (расстоянием от центра каретки до верха подседельной трубы). Так, база дорожного велосипеда может иметь размеры 1160, 1175 мм, а высота рамы — 560, 580 мм, база спортивных велосипедов — 995, 1040, 1050 мм, а высота рамы — 540, 560 и 580 мм.
Чем больше база велосипеда, тем выше его устойчивость и проходимость, но ниже маневренность.