Разборка и сборка педалей

Отделение педалей от шатунов. Для вывертывания оси педали шатун зажимается в тиски, на губки которых ставят накладки из мягкого металла. Ось вывертывают специальным плоским ключом по размеру профрезерованных на оси лысок с учетом направления резьбы (у левого шатуна — левая резьба, у правого — правая). В случае надобности отвертывают болты крепления ведущей зубчатки к правому шатуну и снимают ее.

Разборка педалей. Разборка педалей дорожного велосипеда (см. рис. 18) производится следующим образом: отвертывают гайки, которыми привернут колпачок, снимают его с боковой планки, а гайки завертывают на свое место. Затем ось педали зажимают в вертикальном положении в тиски за лыски под ключ, которые сделаны на большом диаметре оси педали. Предварительно на губки тисков нужно наложить накладки из мягкого металла, чтобы не попортить резьбы на оси педали. Придерживая зажатую в тиски педаль, при помощи ключа отвертывают гайку, контрящую конус педали. После этого снимают шайбу с усом и свертывают с оси конус.

Ось педали помещают на ладони правой руки, слегка уперев в ладонь торец оси с резьбой, которой ось педали ввертывается в шатун; пальцами правой руки придерживают педаль. Сложив ладонь левой руки горстью, плотно накрывают ею чашку шарикоподшипника и осторожно перевертывают педаль на 180°, после чего пальцами левой руки держат педаль, а правой рукой удаляют ось педали. Шарики из чашки шарикоподшипников высыпают и кладут их в баночку с керосином. Затем смоченной в керосине тряпкой удаляют старую смазку из чашек шарикоподшипников и протирают отверстие центра педали, в котором осталась старая смазка. Для этого, сжав смоченную в керосине тряпочку в комок, помещают ее в отверстие центра педали и проталкивают через отверстие. После этого чашки и отверстие в центре педали протирают насухо. Необходимо следить за тем, чтобы керосин не попадал на резиновые бруски. Таким же способом разбираются педали гоночных велосипедов.

Сборка педалей. Прежде чем приступить к сборке педали, необходимо шариковые пути смазать техническим вазелином.

В чашку шарикоподшипника, на поверхности которой нет резьбы, укладывают 10 шариков & 3 мм, затем 9 шариков такого же размера во вторую чашку. Ось педали зажимают в вертикальном положении в тиски за лыски под ключ. На ось надевают педаль и навертывают ключом конус до соприкосновения с шариками. Конус затягивают до едва ощутимого люфта между ним и шариками в чашках шарикоподшипника. При такой регулировке педаль в шарикоподшипниках вращается легко, без качки и заеданий. Если ощущается значительный люфт, то конус завертывают, если же педаль вращается туго, то отвертывают. Затем на ось надевают шайбу с усом, которая своим торцом соприкасается с торцом конуса, и расконтривают его гайкой.

После этих операций на корпус педали или на наружную боковую пластину педали привертывают колпачок, который предохраняет шарикоподшипник от загрязнения.

Собранные педали ввертывают в отверстия малых головок шатунов.