Разборка и сборка трещотки

Разборка трещотки. Трещотка разбирается только в случае крайней необходимости, например, если непригодны детали, вмонтированные между наружным и внутренним корпусом (собачки, пружины собачек, шарики), или если она была в течение нескольких часов в эксплуатации под дождем.

Для разборки трещотки следует применять описанное выше специальное приспособление (см. рис. 40).

Для разборки механизма свободного хода поступают следующим образом. Если подвергается разборке трещотка с одной ведомой зубчаткой (см. рис. 21), ее помещают в приспособлении конусом шарикоподшипника вверх. В отверстия, имеющиеся на торце конуса, вводят рожковый ключ и, поворачивая его слева направо (конус имеет левую резьбу), свертывают конус, а затем снимают его с внутреннего корпуса трещотки, соблюдая при этом осторожность, чтобы не рассыпать шарики, которые удаляют пинцетом и помещают в банку с керосином. Собачки удаляют из углублений корпуса пинцетом и также помещают их в керосин. После этого рукой берут внутренний корпус за нарезку, на которую навертывается конус, соблюдая при этом осторожность, чтобы не просыпать шарики, находящиеся между наружным и внутренним корпусами трещотки, и помещают трещотку в банку с керосином. Снимают наружный корпус с внутреннего; при этом шарики, находящиеся между корпусами, скатываются с шарикового пути на дно банки. Тряпкой, смоченной в керосине, удаляют старую смазку и грязь со всех деталей трещотки и насухо протирают их. Удалив старую смазку и грязь, приступают к сборке трещотки.

Сборка трещотки. Наружный корпус трещотки помещают на чистой тряпке или листе бумаги, разложенном на верстаке, так, чтобы рабочий ход трещотки был справа налево. По всему диаметру шарикового пути наружного корпуса укладывают шарики (шариковый путь ничем смазывать не надо). Взяв после этого внутренний корпус трещотки, помещают в его углубления собачки, подводят под них пружины и, прижав собачки, чтобы они вошли в углубления корпуса, помещают внутренний корпус трещотки во внутреннее кольцо наружного корпуса, соблюдая при этом осторожность, чтобы не рассыпать шарики. Придерживая внутренний корпус, чтобы он не выпал из наружного, переворачивают трещотку нижней стороной вверх и укладывают ее на разложенную на верстаке чистую тряпку или лист бумаги. На торец, в который упирается конус, укладывают регулировочные прокладки. Уложив шарики по всему шариковому пути второй стороны наружного корпуса, навертывают конус на внутренний корпус до упора в регулирующие прокладки. Если после этого между внутренним и наружным корпусом будет ощутимый люфт, то отвертывают конус и удаляют несколько регулирующих прокладок.

Процесс разборки, сборки и регулировки трещотки с несколькими ведущими зубчатками (см. рис. 22) несколько отличается от описанного процесса для трещотки с одной ведомой зубчаткой вследствие имеющихся в их конструкции различий. Однако после внимательного ознакомления с приведенным выше устройством трещоток и указаниями по разборке трещоток с одной зубчаткой аналогичные операции по трещоткам других типов не должны представить затруднений.

Если появится необходимость свинчивания с корпуса трещотки зубчаток, то эту операцию производят специальным ключом, предварительно укрепив корпус трещотки в приспособлении для разборки.

Собранную и отрегулированную трещотку промывают в бензине или керосине, чтобы удалить технический вазелин, с помощью которого удерживались шарики в чашке шарикоподшипника (у трещотки с несколькими зубчатками). Затем ее продувают воздухом при помощи автомобильного насоса и протирают сухой тряпкой. После этого трещотку на некоторое время подвешивают для более быстрого испарения оставшейся внутри жидкости.

Просушенную трещотку смазывают двумя-тремя каплями легкого машинного масла, которое впускается либо через специально сделанное смазочное отверстие в торце конуса или чашки шарикоподшипника, либо через щель, имеющуюся между наружным и внутренним корпусом.