Разборка велосипеда на узлы

Разборка и сборка являются необходимыми операциями при ремонте, регулировке и уходе за велосипедом. Поэтому процесс и приемы разборки и сборки велосипеда, а также применяемые при этом приспособления и инструменты должны быть знакомы каждому велосипедисту, желающему производить техническое обслуживание своей машины без посторонней помощи.
Разборку велосипеда начинают с руля. Гаечным ключом освобождают натяжение распорного болта, отвертывая его на несколько оборотов, чтобы шестигранник болта оказался на некотором расстоянии от опорной площадки стержня руля или стержня выноса руля. В верхнюю плоскость шестигранника распорного болта упирают небольшой кусочек твердого дерева или пластмассы. Молотком, вес которого не должен превышать 200 г, наносится удар сверху вниз, чтобы опустить распорный корпус, находящийся внутри стержня, и этим освободить стержень руля от плотного прилегания к внутренним стенкам стержня вилки. Когда производится удар по распорному болту, шина переднего колеса должна быть накачана. Если шина без воздуха, то велосипед надо поставить так, чтобы наконечники вилки упирались в какой-нибудь деревянный предмет.
Руль из стержня вилки вынимают следующим образом: нужно встать лицом к велосипеду, переднее колесо поставить между ступнями ног, а верхнюю часть колеса зажать между колен (рис. 41). Обхватив руками трубу руля как можно дальше от середины, нужно поворачивать его на 180° в ту и другую сторону вокруг оси стержня, в то же время вытягивать его вверх. Вынимая руль, нужно соблюдать осторожность, так как, если приложить большое усилие, руль, выйдя из стержня вилки, может ударить в лицо.

Рис. 40. Приспособление для разборки трещоток
Рис. 41. Снятие руля

После этого снимают седло, для чего сначала отвинчивают гаечным ключом гайку подседельного узла. Затем, упираясь ногой в педаль велосипеда, седло берут одной рукой за носок, а другой за заднюю рамку с нижней стороны и начинают поворачивать на 180° вокруг оси подседельного крюка или пальца, соблюдая ту же осторожность, что и при разборке руля.
После этого снимают передний щиток. Если ушко щитка имеет круглое отверстие под болт, то последний нужно вывернуть из коронки вилки совсем; если же ушко щитка имеет долевой паз, то болт отвертывается настолько, чтобы можно было свободно снять щиток. В случае, когда распорки щитка укреплены при помощи гаек на оси переднего колеса, то ключом отвертывают гайки, снимают шайбы, а затем снимают распорки и сам щиток. Встречаются велосипеды, у которых распорки щитков крепятся при помощи хомутиков и специальных болтов на перьях передней вилки (и у задних щитков на подседельных стойках). Эти болты крепят распорки щитков с помощью ручных гаек (барашков), которые дают возможность легко снимать щитки.
После удаления щитка снимают переднее колесо, которое вынимается из вилки, когда отвернуты или отпущены на несколько оборотов гайки его оси.
Далее снимают заднее колесо. Если на оси заднего колеса имеются регуляторы натяжений цепи, то ключом отвертывают их гайки на 10—12 мм от колпачков. У велосипедов, имеющих тормозную втулку, вывертывают винт из тормозного рычага втулки, соединенного с хомутиком, удерживающим тормозной рычаг на левом цепном пере рамы. Гаечным ключом отвертывают гайки на оси задней втулки и снимают с оси распорки заднего щитка. Рукой слегка ударяют в колесо по ходу велосипеда, чтобы колесо в наконечниках цепного пера продвинулось вперед на 10—12 мм; благодаря такому смещению цепь освобождается от натяжения и свободно снимается с ведущей и ведомой зубчаток.
Чтобы цепь не была выпачкана, ее снимают с ведущей зубчатки в левую сторону по ходу велосипеда и помещают на наружный диаметр кареточного узла.
Снятая с ведомой зубчатки цепь размещается на верхней плоскости наконечника цепного пера, либо на крючке, которым бывает снабжена рама специально для этой цели (крючок припаивают к подседельной стойке выше наконечника цепного пера на 130—150 мм).
После этого, удерживая велосипед левой рукой за подседельную трубу, правой рукой берутся за наружную часть обода колеса и вынимают его из горизонтальных пазов наконечников цепных перьев. Из рамы, у которой нет регуляторов цепи и наконечники цепных перьев имеют наклонные пазы, обращенные открытым концом вперед, колесо вынимается легким ударом руки под углом, равным углу наклона оси пазов. В таких наконечниках гайки или барашки полностью с оси втулки не свертываются.
Как только колесо удалено из цепной вилки, вывертывают отверткой винты, крепящие щиток к мостикам подседельной стойки и цепных перьев (удерживая гайку винта ключом), и снимают щиток. Если на раме имеется ручной тормоз для заднего колеса, его снимают прежде, чем снять щиток. Для этого на центральном болте тормоза отвертывают гайку и снимают шайбу, после чего болт вынимается из отверстия мостика подседельных стоек.
В следующую очередь снимают шатуны с вала каретки. Гаечным ключом отвертывают на 2—3 оборота; гайки, которые держат шатуны на валу. Чтобы выколотить клинок, необходимо раму большой головкой шатуна поместить на какую-нибудь опору (рис. 42). В качестве опоры могут быть использованы тиски, на губки которых предварительно положены прокладки из цветного металла или в них зажимают трубу из меткого материала для того, чтобы во время ударов не попортить никелированной поверхности большой головки шатуна. Раму размещают на опоре так, чтобы шатуны находились в горизонтальном положении, а клинок — резьбой вверх. В торец гайки клинка упирают выколотку из цветного металла, по длине превышающую радиус ведущей зубчатки на 50—70 мм. По торцу выколотки молотком, вес которого должен быть не больше 200 г, наносят удары да тех пор, пока клинок не сдвинется с места. После этого свинчивают гайку и, пользуясь выколоткой, окончательна выбивают клинок из отверстия шатуна. Удары должны быть резкими.
Для удобства дальнейшей работы производят разборку передней вилки. Отвертывают накидным ключом контргайку чашки верхнего шарикоподшипника, снимают шайбу с усом, затем отвертывают чашку шарикоподшипника, соблюдая осторожность, чтобы не рассыпать шариков. Поддерживая одной рукой стержень вилки, другой рукой аккуратно начинают вынимать вилку из головной трубы, следя за тем, чтобы шарики из шарикоподшипников вилки падали на ладонь руки, которая поддерживает стержень. Шарики из чашек шарикоподшипников вилки нужно сложить в коробочку или неглубокую баночку. Обе чашки и оба конуса шарикоподшипника тщательно очищают от старой смазки. Если смазка загустела, ее отмывают керосином, стараясь, чтобы керосин не попадал на окрашенные поверхности, так как краска от керосина! тускнеет, а через непродолжительное время начинает разрушаться.
После снятия узлов раму тщательно протирают сухой тряпкой и очищают от грязи. Если некоторые пятна не очищаются тряпкой, нужно их отмыть горячей водой. Ни в коем случае нельзя применять для чистки рамы ацетон, бензин, керосин и т. п.; от этих растворителей портится лакировка, которой покрыта рама.

Рис. 42. Выбивание клинка шатуна