Ремонт седла велосипеда

Основные неисправности седла: вытягивание покрышки, погнутие задней рамки, погнутие пружин каркаса, погнутие натяжного болта, срыв резьбы оси и насечки боковых шайб замка.

Исправление вытянутой покрышки. Освобождают натяжной винт, находящийся между передней рамкой и упором винта. С наружной поверхности задней рамки удаляют головки заклепок, крепящих к ней покрышку.

Снятую покрышку нужно хорошо размочить в воде, после чего ее надевают передней рамкой на хвостовик натяжного болта, а задней частью помещают на заднюю рамку, сверлят в ней отверстия для заклепок и вновь приклепывают к рамке. Излишки кожи отрезают ножом, оставляя при этом выступающий на 3—4 мм за заднюю рамку край. Прикрепленной к задней рамке размоченной покрышке придают надлежащую форму путем набивки тряпок или обрывков бумаги между каркасом седла и покрышкой. В таком состоянии седло сохнет на воздухе в течение двух-трех дней, после чего набивку удаляют, а кожа пропитывается специальной мазью.

Ни в коем случае нельзя сушить покрышку седла над огнем, на солнце, на печи и обогревательных приборах, так как от этого кожа пересохнет и она может лопнуть.

Пропитка покрышки мазью производится следующим образом. Мазь, подогретую до температуры 50—60°, наносят кистью на нижнюю поверхность покрышки седла. Мази дают впитаться в поры кожи. Эту операцию производят несколько раз до тех пор, пока мазь не перестанет впитываться в покрышку. Излишки мази удаляются сухой тряпкой.

Чтобы исправить покрышку, незначительно вытянувшуюся в результате попадания под дождь, отпускают гайку и натяжной винт. С нижней поверхности седла удаляют грязь при помощи тряпки или струи воды. После этого между прутками каркаса и нижней поверхностью седла закладывают тряпки или скомканные куски бумаги, старой газеты; такой набивкой придают покрышке седла существовавшую до размокания форму. Просушенную покрышку седла, прежде чем натянуть ее, необходимо пропитать мазью.

При ремонте седла заклепки, пришедшие в негодность, заменяются новыми, которые не представляют особого труда изготовить. Берется квадратный стальной брусок 16 X 16 мм произвольной длины. На одной из плоскостей квадрата по осевой линии сверлится сквозное отверстие диаметром 3,5—4 мм. Одна сторона просверленного отверстия раззенковывается сверлом диаметром 9,5—11 мм; угол за точки сверла делают 174°.

Лучшим материалом для заклепок служит медная проволока. Длина, идущая на заготовку заклепки, устанавливается практическим путем. Заготовку смазывают машинным маслом и помещают в отверстие, сделанное в бруске, причем раззенкованная сторона отверстия должна находиться в верхнем положении. Нижняя сторона бруска помещается на металлическую опору с гладкой поверхностью. После этого производят расклепку выступающего из отверстия конца медной проволоки при помощи молотка весом от 300 до 400 г до тех пор, пока расклепываемая проволока не заполнит гнездо в бруске. Положив брусок расклепанной головкой вниз над каким-нибудь отверстием, диаметр которого превышает диаметр сделанной головки заклепки, извлекают заклепку из отверстия при помощи молотка и стального слегка закаленного стержня, диаметр которого должен быть тоньше стержня заклепки на 0,1—0,15 мм, а длина — 35—40 мм. У выколоченной заклепки напильником с мелкой насечкой оправляют острые кромки головки.

Исправление погнутой рамки седла. Погнутую заднюю рамку нужно отвернуть от пружин каркаса. Рамку исправляют на металлической плите с помощью деревянного молотка. Если рамка припаяна к пружинам каркаса, то ее исправление производят вместе с пружинами на небольших металлических обрезках с плоским торцом.

Исправление пружин каркаса. Исправление каркаса выправляют либо руками, предварительно зажав пружину в губки тисков у места изгиба, либо на металлической плите с помощью деревянного молотка.

Исправление натяжного болта. Исправление погнутого натяжного болта лучше всего производить, ввернув его до места изгиба в гайку, зажатую в губках тисков. Болт выпрямляют с помощью надетой на него трубы из латуни или ударами деревянного молотка.

Исправление замка. Исправление насечки у сорванных шайб и замка можно производить напильниками соответствующего профиля. При невозможности исправления поврежденные детали необходимо заменить новыми. При поврежденной резьбе на оси замка следует опилить его стержень личным напильником, а затем нарезать на нем новую резьбу с меньшим диаметром.