Ремонт шатунов велосипеда

Наиболее часто встречающимися дефектами шатуна являются: погнутие или скручивание стержня шатуна и срыв резьбы в отверстии малой головки, в которое ввертывается ось педали.

Исправление стержня шатуна. Исправление погнутого стержня шатуна производят молотком на металлической плите или наковальне. Шатун кладут на наковальню погнутым участком вверх. На место изгиба помещают накладку из цветного металла, которую можно держать рукой, а затем ударами молотка по накладке выправляют погнутое место. При наличии ручного пресса шатун помещают на его стол и на вершину согнутого участка давят через накладку из цветного металла червяком пресса.

Скрученный стержень шатуна исправляют следующим образом (рис. 64). Малую головку шатуна зажимают в тиски. В отверстие большой головки шатуна вставляют стальной пруток длиной от 0,5 до 1 м так, чтобы его концы выступали из отверстия на одинаковое расстояние. Затем, взявшись руками за пруток, поворачивают его вместе с шатуном в нужную для выправления сторону.

Рис. 64. Исправление скрученного стержня шатуна

После правки согнутого или скрученного стержня шатуна следует, пользуясь плитой и угольником, проверить параллельность осей отверстий в обеих головках и перпендикулярность осей к торцовым плоскостям головок.

Исправление сорванной резьбы. Отверстие в малой головке шатуна рассверливают сверлом 16—17 мм. На токарном станке изготовляют стальную втулку, во внутреннем отверстии которой нарезают резьбу с шагом, соответствующим шагу резьбы оси педали. Длина втулки должна быть равной толщине шатуна. Втулку запрессовывают в отверстие, рассверленное в малой головке шатуна. Чтобы запрессованная втулка не могла провернуться в отверстии, ее фиксируют шпилькой. Для этого на осевой линии шатуна между соприкасающимися поверхностями шатуна и запрессованной втулки сверлят сквозное отверстие диаметром 3—4 мм. В это отверстие впрессовывают изготовленную из проволоки шпильку, длина которой равна толщине шатуна. Затем втулку пропаивают латунным припоем. Запилив и зачистив после пайки малую головку шатуна, приступают к прорезке резьбы метчиком; при этом отверстие и сам метчик смазывают олифой.

После проделанных операций необходимо проверить перпендикулярность оси педали к плоскости торца головки шатуна.