Ремонт шин велосипеда

Неисправности шин могут вызываться механическими повреждениями и производственными дефектами. К механическим повреждениям относятся проколы и прорезы, вызываемые проникшими в шину инородными телами. Результатом производственных дефектов являются следующие повреждения: расслоение треда, разрыв треда, разрыв шва у однотрубки, отслоение протектора.

Значительные повреждения, проникающие на наружную поверхность покрышки, легко обнаруживаются осмотром. Прочие повреждения определяются проверкой шины после ее демонтажа с обода колеса. Для ускорения обнаружения местонахождения небольших проколов, при которых воздух из камеры выходит постепенно, шину, смонтированную на колесо, погружают в воду. У места прокола будут видны следы выходящего из шины воздуха. Погружать нужно в воду не колесо целиком, а только часть шины так, чтобы поверхность воды едва покрывала внутреннюю поверхность обода.

Обнаружив место прокола, его отмечают на покрышке химическим карандашом, снимают с обода один край покрышки и извлекают из-под покрышки камеру. Слегка подкачав камеру, обнаруживают на слух или погружением в воду место прокола и отмечают его карандашом, а камеру освобождают от воздуха. На участке прокола делают зачистку поверхности камеры рашпилем, напильником с крупной насечкой или наждачной бумагой с крупным зерном. На отдельном куске резины толщиной 1—1,5 мм (вырезанном из старой камеры) производят зачистку поверхности, равной участку зачищенной поверхности камеры, и вырезают из него ножницами заплату, придавая ей круглую или овальную форму. С камеры и заплаты удаляют щеткой или чистой тряпкой оставшуюся после зачистки пыль и следы наждака. На поверхность камеры и заплаты наносят тонкий слой резинового клея. Клею дают просохнуть в течение 15—20 минут, а затем наносят второй слой, которому также дают просохнуть. После просушки заплату накладывают на поврежденное место камеры, плотно прижимают и прикатывают роликом или слегка проколачивают деревянным молотком, положив камеру на ладонь руки.

При наличии у камеры больших разрывов, заклейка которых представляет значительные затруднения; лучшим способом является ремонт путем вставки куска старой камеры с таким же профилем поперечного сечения. Для этого у ремонтируемой камеры вырезается кусок длиной не менее 120 мм, на котором находится разрыв. Из старой камеры также вырезают кусок на 60—100 мм длиннее (припуск на 30—59 мм на каждый стык).

Склейку стыков наиболее удобно производить с помощью двух дорнов, представляющих собой (рис. 68 а) отрезки тонкостенной стальной трубы, диаметр которой подбирается с расчетом, чтобы склеиваемая камера надевалась на дорн с небольшим натяжением. Длина каждого дорна берется равной 80—100 мм. Стенка дорна разрезана насквозь вдоль образующей цилиндра.

Конец 1 резиновой трубки стыкуемой камеры пропускается сначала внутрь дорна 2, а затем вывертывается внутренней поверхностью наружу и натягивается на дорн так, что последний оказывается под отворотом. То же самое делают с концом 6 вставляемого куска камеры и вторым дорном 7.(рис. 68 б). Конец камеры, который будет после склейки внутренним, вывертывается еще раз наружной поверхностью вверх.

Рис. 68. Стыковка камеры

Длина отворотов должна быть равной предусмотренному на склейку припуску.

Наружную поверхность 3 первого конца и вывернутую наружу внутреннюю поверхность 4 второго конца камеры тщательно зачищают. На зачищенные поверхности наносят ровный слой резинового клея, а после просушки его наносят второй слой, которому также дают просохнуть в течение 15—30 минут. После этого концы камеры и вставки соединяют встык и с помощью тонкой деревянной пластинки 5, помещенной под отворот резиновой трубки, осторожно вывертывают его обратно так, чтобы он ложился на смазанную клеем поверхность второго конца по всей площади без складок и морщин. Когда процесс склейки будет закончен, один конец резиновой трубки будет находиться внутри другого. Место склейки опрессовывают рукой.

После склейки первого стыка дорны удаляют и таким же образом склеивают второй стык, соединяя камеру в замкнутое кольцо. После этого дорны благодаря разрезу стенки легко снимаются с камеры.

Если отверстие от прокола значительное и получили повреждение несколько ниток треда покрышки, отверстие в последней необходимо заклеить. Заплатку в этом случае делают из прорезиненной ткани, которая имеется в велоаптечке. На участке повреждения с внутренней стороны покрышки наждачной бумагой делается зачистка поверхности, наносится несколько слоев резинового клея с интервалами 15—20 минут для просушки. После этого на место повреждения накладывают также смазанную клеем и просушенную заплату и хорошо прикатывают ее к покрышке.

При значительных прорезах покрышки лучше всего ее починить путем горячей вулканизации в мастерской, производящей эту работу.

Ремонт поврежденной гоночной однотрубки несколько отличается от ремонта дорожной шины и требует большего внимания и аккуратности. Для обнаружения места прокола гоночную однотрубку погружать в воду не рекомендуется. Прокол определяют на слух или, если это невозможно, приготовляют мыльную пену, как для бритья (только не горячую), и кисточкой наносят ее на борта однотрубки по всей окружности; на участке прокола пена начнет пузыриться. Место прокола замечают, а пену удаляют с бортов покрышки сухой тряпкой.

Однотрубку освобождают от воздуха и снимают с обода. Чтобы извлечь камеру из покрышки, нужно осторожно оторвать от каркаса покрышки приклеенную к ней киперную ленту, которой закрыт стыковой шов. Ленту отрывают от покрышки на довольно значительном участке. Соблюдая осторожность, чтобы не прорезать камеры, режут нитки стыкового шва; разрез делают такой длины, чтобы можно было свободно извлечь камеру. После этого подпарывают край у предохранительной тесьмы настолько, чтобы можно было свободно извлечь камеру и произвести ее ремонт.

Поврежденная ткань каркаса покрышки при проколе обязательно должна быть заклеена, так как иначе тонкая стенка камеры, втянутая в отверстие прокола при соприкосновении с поверхностью дороги, по которой движется колесо, будет защемлена или протерта. Отверстие прокола в каркасе покрышки заклеивают куском велотреда от старой однотрубки; можно также заклеить отверстие плотным полотном от парашюта или аэростата.

Способ заклейки камеры гоночной шины не отличается от описанного способа заклейки дорожной камеры, но ввиду того, что толщина стенок камеры и заплаты составляет всего около 0,3 мм, а иногда и меньше, зачистку их нужно  производить наждачной бумагой с мелким зерном.

После произведенного ремонта покрышки и камеры последнюю вкладывают в покрышку и зашивают встык крестовым швом. Процесс сшивки показан на рис. 69. Затем шов заклеивают киперной тесьмой.

В случае необходимости усиления протектора на его поверхность наклеивают резиновую полоску шириной 22—24 мм, а длиной, равной окружности колеса, вырезанную из куска резины или из камеры дорожной шины. Полоску, перед тем как наклеить, с одной стороны зачищают, а потом несколько раз промазывают резиновым клеем.

Протектор также зачищают и смазывают клеем. После просушки последнего нанесенного слоя резинового клея производят наклейку резиновой полоски. При наклейке полоску натягивать нельзя, иначе снятая с обода однотрубка резко сократится в длину и каркас покрышки покроется множеством складок, что вредно отражается на его сохранности.

Рис. 69. Сшивка покрышки однотрубки