Руль трекового велосипеда

Руль трекового велосипеда изготавливается из прочной стальной трубы диаметром 22X19,5 мм. Иногда руль изготавливается из дюралюминиевой трубы, но это встречается очень редко, особенно на трековом велосипеде. Трековому гонщику приходится прикладывать значительную физическую силу в момент броска, который решает исход гонки; при этом труба руля из дюралюминия может прогнуться.

Вынос руля трекового велосипеда может быть снабжен глухим (впаянным в вынос) или передвижным замком. В последнем случае велосипед легко может быть использован гонщиками разного роста. При постоянном использовании велосипеда одним гонщиком чаще применяют выносы с глухим замком, которые изготовляются нескольких размеров.

Выносы с передвижным замком показаны на рис. 26 г и 27.

Замок 2 руля (рис. 27) трекового велосипеда является отдельной деталью, которая может передвигаться вдоль выноса 3. Это дает возможность гонщику наиболее удобно разместиться между рулем и седлом. Посадка гонщика при этом не меняется. Кроме того, замок допускает повертывание трубы руля с целью установки ручек руля в желаемое положение по отношению к плоскости, по которой движется велосипед.

Трековый руль изготавливается из стальной трубы диаметром 22 X 19,5 мм и длиной 800 мм.

На среднюю часть трубы руля напрессовывают манжету, которую закрепляют шпилькой и пропаивают медно-цинковым припоем. Благодаря манжете труба может свободно проходить в отверстие замка, в котором зажимается труба руля. Кроме того, манжета предохраняет трубу от повреждения (смятия) замком.

Изгибание труб при изготовлении рулей на заводах, выпускающих велосипеды, производится в специально сконструированном для этой цели приспособлении. Придать рулю желаемую форму можно и в небольшой мастерской, пользуясь несложным шаблоном.

С одного конца во внутреннее отверстие изгибаемой трубы заколачивают деревянную пробку, с другого конца трубу наполняют сеянным речным песком. По наружной стенке трубы постукивают деревянным молотком.

Убедившись, что песок утрамбовался и заполнил всю трубу, во второе отверстие трубы заколачивают деревянную пробку, которая упирается в песок. Затем из листовой стали толщиной не менее 3 мм изготавливают шаблон, который укрепляют в тисках или на столе верстака. Участок трубы, который нужно изогнуть, нагревают в горне или над пламенем паяльной лампы до светломалинового цвета. Нагретую трубу прикладывают к шаблону и сгибают. Таким образом трубе придают форму, которую должен иметь руль.

Если руль изготавливается из дюралюминиевой трубы, то ее необходимо предварительно отжечь в расплавленной селитре при температуре 450° в течение 20—25 минут и охладить в воде. Обработанная таким образом труба легко гнется и затвердевает через 12 часов.

Заготовку для руля из дюралюминия берут такой же длины, что и для стального руля, но диаметр трубы и толщина стенок иные (у стальной трубы — 1,2 мм, у дюралюминиевой — не менее 1,5 мм при диаметре 24 X 21 мм).

Не исключена возможность того, что от тряски и под действием тяжести велосипедиста дюралюминиевая труба руля может согнуться. Во избежание этого применяют удлиненную манжету с долевой прорезью и зубчатыми вырезами по концам, что придает трубе руля эластичность и необходимую прочность на участке зажима замком. Закрепление манжеты на дюралюминиевой трубе руля осуществляется с помощью шпильки, которая запрессовывается в заранее просверленное отверстие в манжете вместе с трубой руля.

Замок руля изготавливается из квадратной заготовки и состоит из следующих деталей: корпус замка 2, два болта 7 с нарезкой М8 X 1 мм, две шайбы 8, две гайки 9. Замок должен обеспечивать надежный зажим трубы руля и выноса. Для того, чтобы замок не вращался вокруг оси выноса, на поверхности выноса вдоль его образующей припаивается направляющая рейка 6, которая входит в паз в отверстии корпуса замка. Корпус замка представляет собой стальной брусок с двумя отверстиями, просверленными на каждой боковой плоскости (одно для трубы руля или выноса, другое для стяжного болта). После машинной обработки замок отделывают, придают ему красивую форму, притупляют острые кромки, затем обрабатывают под гальваническое покрытие.

Стержень 5 выноса изготавливается из той же трубы, что и вынос. Соединение выноса и его стержня под углом S, соответствующим углу наклона головной трубы рамы, осуществляется путем пайки медно-цинковым припоем. В оба конца выноса запрессовывают и впаивают заглушки 1 и 4.