Смазка велосипеда
Как всякая машина, велосипед нуждается в регулярной смазке. Слой смазки, введенный между трущимися деталями, уменьшает потери на трение и износ трущихся частей.
Для смазки велосипеда применяют густую и жидкую смазки.
Густая смазка применяется для деталей с медленным вращением. Лучшей густой смазкой является графитовая; при отсутствии таковой можно пользоваться солидолом и пушечным салом. Не рекомендуется применять борный вазелин, содержащий свободные кислоты, вызывающие коррозию подшипников.
Жидкая смазка — веретенное масло № 2, масло для швейных машин или автомобильное масло (автол 4) — применяется для втулок колес и шарикоподшипников трещоток.
Смазку в узлах велосипеда следует заменять 1—2 раза в течение сезона, а также всякий раз, когда велосипед находился под дождем. Для замены смазки необходимо разобрать велосипед, промыть и насухо протереть детали, смазать их и вновь собрать велосипед.
Жидкую смазку нужно добавлять 1—2 раза в месяц, пользуясь для этого капельной масленкой.
Следует избегать слишком обильной смазки, так как вытекающее из зазоров масло образует с пылью грязь, пачкающую одежду. Попадающее на резину масло портит шины. Избыточная и особенно загустевшая смазка вызывает проскальзывание (пробуксовку) в тормозных втулках при рабочем ходе и при торможении.
У гоночных велосипедов разборку и замену смазки производят перед каждым соревнованием. Этим преследуется цель не только замены старой смазки, но и контроля состояния шарикоподшипников, малейшие повреждения которых могут вызвать при больших скоростях серьезную аварию.
Употребляемая для смазки велосипеда смазка не должна содержать механических примесей, воды и свободных кислот. Смазку нужно хранить в чистой посуде с хорошо закрывающейся крышкой.
Ниже даются указания по смазке отдельных узлов велосипеда.
Шарикоподшипники передней вилки смазывают при их сборке густой смазкой. Ввиду возможности попадания в зазор нижнего подшипника большого количества пыли и грязи рекомендуется учащенная замена смазки в этом узле (один раз в 1—2 месяца).
Узел каретки дорожных и спортивных велосипедов смазывается густой смазкой, закладываемой при сборке. У гоночных велосипедов эти подшипники смазывают жидкой смазкой.
Шарикоподшипники педалей у всех велосипедов смазываются при сборке густой смазкой.
Смазку цепи производят следующим образом. Берут 100—150 г графитовой мази (в качестве заменителя можно применять солидол) и расплавляют в металлической банке. Необходимо следить за тем, чтобы мазь или солидол не кипели и не воспламенились, так как при этом их смазочные свойства ухудшаются. Поэтому рекомендуется вести нагрев, установив баночку со смазкой в какую-либо посуду с сухим песком, помещенную на огонь. В расплавленную мазь погружают всю цепь, предварительно промытую в керосине и насухо протертую, и держат в ней 12—15 минут. Затем цепь вынимают и подвешивают так в вертикальном положении, чтобы стекла лишняя мазь. Когда мазь стечет, поверхность цепи протирают и цепь устанавливают на велосипед или, завернув в промасленную бумагу, убирают в металлическую коробку. Смазку цепи производят в течение летнего сезона два-три раза и, кроме того, в случаях, когда цепь была в эксплуатации под дождем.
Смазку переключателей производят жидкими маслами не реже чем три раза в неделю, а в период тренировок на выносливость, когда дистанции достигают 150—200 км, смазку необходимо производить перед каждым выездом. Для смазки скользящего пальца необходимо прижать телескопический предохранитель к плоскости рычага или кронштейна и на открывшуюся поверхность скользящего пальца пустить несколько капель жидкого масла, а затем рукой несколько раз вдавить палец в отверстие направляющей втулки. Смазка шарикоподшипников жидкими маслами производится введением ее в зазор, образующийся между роликом и конусом его шарикоподшипника.
Жидкие масла плохо удерживаются в зазорах, поэтому при их употреблении требуется учащенная смазка. Графитовая же смазка удерживается долго и в течение нескольких недель не требует замены. Детали переключателя смазывают графитовой смазкой при его сборке. Смазке подвергается также и трос. Перед тем как поместить трос в рубашку, его жирно смазывают густой смазкой. Хорошие результаты дает смазывание троса техническим вазелином.
В подшипники втулок переднего и заднего колес один раз в месяц следует впускать по 2—3 капли жидкого масла через масленки на корпусе втулок. Тормозные устройства во втулках смазывать нужно очень осторожно; для смазки применяют костяное или машинное масло, употребляемое для смазки механизмов швейных машин. Для смазки втулки достаточно 1— 2 капель такого масла. От излишнего количества масла тормозное устройство будет пробуксовывать, а излишек масла будет вытекать из корпуса втулки, загрязняя ее и собирая на промасленные поверхности дорожную пыль и песок, которые легко могут проникать во внутренние отверстия втулки, вызывая преждевременный износ деталей. Ни в коем случае нельзя употреблять для смазки тормозного устройства солидол или другие густые смазки, от которых действие тормоза может совершенно прекратиться.
Если втулка по неопытности велосипедиста была смазана густым смазывающим веществом, необходимо ее промыть керосином. Для этого следует вынуть колесо из рамы, положить его в горизонтальном положении на пол или верстак и заливать керосин из масленки через зазор между левым конусом и корпусом втулки. Чтобы хорошо промыть тормозное устройство, понадобятся 3—4 масленки, наполненные керосином.
После произведенной промывки колесо ставят в раму и производят опробование тормоза. Если тормоз плохо работает, промывку возобновляют, но в этом случае колесо из рамы не вынимают, а керосин заливают через отверстие масленки на корпусе втулки.
При промывке тормозного устройства необходимо следить за тем, чтобы керосин не попадал на покрышку колеса. Если это все же произойдет, нужно немедленно удалить керосин с покрышки при помощи сухой тряпки.
Смазка ручного тормоза в основном сводится к смазке троса при сборке тормоза графитовой мазью или техническим вазелином (перед надеванием на трос его рубашки) и впуску 1—2 капель легкого машинного масла в зазор между полускобами в том месте, где они надеты на свою ось. Излишки вытекшего из зазора между полускобами масла необходимо удалить сухой тряпкой для того, чтобы на поверхности полускоб не собиралась грязь. Оси в кронштейне рукоятки обычно не смазывают во избежание загрязнения рук при пользовании тормозом.
Смазка тормозного устройства у втулок мотоциклетного типа производится густыми смазочными веществами; этими маслами смазывают ось колодок и рабочие поверхности разжимного кулачка, а также трос.