Спицы

Велосипедная спица должна обладать высокой прочностью и легкостью. Прочность обеспечивает безаварийность, а легкость — уменьшение периферического веса колеса.

Велосипедные спицы делают из специальной стальной (по ГОСТ 3110—26) проволоки. Проволока других марок стали для изготовления высококачественных спиц непригодна.

Самым ответственным участком спицы является изгиб у расклепанной головки. Угол изгиба равен 95°, а высота изгиба должна соответствовать толщине фланца. Высота изгиба измеряется от поверхности стержня спицы до наибольшего диаметра расклепанной головки (рис. 15). При таком изгибе спицы почти не имеют обрывов головки во время эксплуатации велосипеда.

Спицы для каждого диаметра колеса имеют свою длину. Для колеса дорожного велосипеда, диаметр которого равняется 710 мм (28"), применяются спицы длиной 295 мм. Для колеса гоночного велосипеда, диаметр которого равняется 700 мм, длина спицы равняется 305 мм.

Диаметр проволоки, применяемой для изготовления спиц, бывает трех размеров 0 2 мм, 0 1,8 мм, 0 1,6 мм. Спицы колес гоночных велосипедов изготовляются диаметром 1,8 и 1,6 мм и, как правило, подвергаются редуцированию, т. е. обработке (обжатию) центральной части спицы ударами стальных бойков на специальных станках. При этом металл уплотняется, толщина средней части спицы уменьшается на 0,2—0,3 мм. Не подвергающиеся редуцированию участки стержня спицы имеют длину по 20 мм с каждого конца. Редуцированные спицы прочнее, легче и создают меньшие потери на сопротивление воздуха, чем нередуцированные.

Ниппели служат для соединения спицы с ободом и обеспечивают необходимое натяжение спиц за счет имеющейся на последней и внутри ниппеля резьбы. Для изготовления ниппелей применяют латунь, термически обработанный дюралюминий и свинцово-баббитовые сплавы. Для гоночных велосипедов наиболее подходящим по своей прочности, а главное — легкости, позволяющей значительно уменьшить периферический вес колеса, является дюралюминий.

Длина готового ниппеля для ободов дорожных велосипедов — 10—12 мм при 0 4 мм, для гоночных —20—22 мм при 0 3 мм.

Шайба ниппеля, служит для распределения давления натянутой спицы на большую площадь стенки обода.

Шайба обода дорожного велосипеда представляет собой эллипс, в центре которого имеется отверстие для стержня ниппеля. Шайба штампуется из листовой стали.

У колес гоночных велосипедов ниппельная шайба имеет круглую форму и штампуется из дюралюминия, латуни или оцинкованной стали. Для деревянных ободов в большинстве случаев применяют шайбы из латуни.

Большое применение нашли комбинированные шайбы из металла и пластмассы. Металлическая часть шайбы имеет по краям буртик высотой 0,75—1 мм, в который впрессовывается шайба из пластмассы. На ободе собранного колеса пластмассовая сторона шайбы прилегает к ободу, а металлическая соприкасается с головкой ниппеля. Металлическую часть шайбы иногда покрывают цинком.