Tехника езды на велосипеде

Каждый велосипедист должен знать, как себя вести во время езды по ровной местности, подъемов и поворотов.
Проще всего кататься по ровной дороге. Надо только обращать внимание на хорошее педалирование. Если на шоссе ветер, то посадку нужно менять в зависимости от его направления. Ветер, дующий спереди, так называемый лобовой, заставляет опустить туловище как можно ниже к рулю для того, чтобы уменьшить лобовое сопротивление и тем самым облегчить продвижение вперед. Некоторые увлекающиеся велосипедисты очень низко опускают голову и не видят дороги, что может привести к аварии. Рекомендуется всегда смотреть вперед на 30—40 м, это надежно предохранит от возможных несчастий.
Ветер, дующий в спину, позволяет велосипедисту принять высокую посадку, выпрямить руки и поднять туловище, облегчая тем самым движение за счет скорости частиц воздуха.
Очень часто ровные участки шоссе сменяются короткими круты ми возвышениями или длинными подъемами-тягунами. Существует некоторая разница в технике преодоления тех и других подъемов.
Короткие подъемы, как правило, берутся с хода после хорошего разгона, и только на самом верху велосипедист может встать на педали и за кончить подъем «танцовщицей».
Длинные подъемы следует брать несколькими способами, чередуя которые можно добиться относительно легкого подъема на возвышения.
Начало подъема проходится на той же скорости, какую велосипедист держал на прямой, затем участок идут «танцовщицей», потом опять в седле, сдвинувшись на самую заднюю его часть, чтобы тем самым изменить угол приложения сил к педалям и включить в работу другие, отдыхающие мышцы. В зависимости от крутизны подъема, покрытия дороги и направления ветра велосипедист сам выбирает, каким способом надо идти в том или ином месте.
Каким бы простым вам ни казался вопрос о технике езды на повороте, ему необходимо уделить большое внимание. На закруглениях шоссе начинает действовать сила, возникающая помимо воли велосипедиста. Эта сила, зависящая от скорости движения и от радиуса поворота, может возрастать в очень больших пределах, и ее влияние надо знать.
Из физики известно, что если двигающееся вперед тело начнет менять свое направление, т. е. сворачивать со своего прямолинейного пути, то появляется центробежная сила, которая старается вернуть это тело в первоначальное положение.
На велосипедиста, делающего поворот, начинает нажимать центробежная сила, и чем быстрее движется велосипед, тем она больше. Сила возрастает еще и в том случае, когда радиус поворота уменьшается. Она стремится опрокинуть велосипедиста, столкнуть его с шоссе, восстановить свое первоначальное направление. Этой силе необходимо противопоставить свои знания и приобретенную технику. Чтобы велосипедист не опрокинулся на бок, следует наклонить велосипед тем больше, чем больше скорость. При этом нужно помнить, что максимальный наклон на сухом асфальте не должен превышать 18°, а на бетонном шоссе даже 10°. Если превысить скорость и еще ниже наклонить велосипед, то шины начнут скользить по шоссе. В тех случаях, когда радиус поворота не велик, можно идти по закруглению, все время вращая педали, но если совершается крутой поворот, то педали нужно поставить так, чтобы педаль, находящаяся с той стороны, куда делается поворот, была вверху. Это необходимо еще для того, чтобы не зацепиться ею за поверхность дороги и не потерять равновесия.
В сырую погоду или на крутых поворотах, когда велосипедист движется по гладкому асфальтированному шоссе, можно опускать ногу в сторону поворота и, касаясь пяткой поверхности дороги, проходить поворот. Для того, чтобы достать пяткой до земли, нужно передвинуться вперед и как бы сесть на верхнюю трубу рамы велосипеда. Носок опущенной ноги должен быть поднят, чтобы не зацепиться им за мелкие неровности, возможные на пути. Весь упор делается на руки, крепко сжимающие руль, и немного согнутую другую ногу, находящуюся на педали в крайнем нижнем положении. Очень важно всегда помнить, что во время прохождения поворота, когда велосипед наклонен, тормозить нельзя. Заторможенное заднее колесо перестанет крутиться и на сухом покрытии «юзом» пойдет по поверхности дороги в направлении первоначального движения велосипедиста. Велосипед начнет разворачивать и будет трудно удержаться от падения. На сырой дороге падение наступит мгновенно.
Поэтому начинать тормозить можно только перед поворотом, когда велосипед находится в вертикальном положении, и заканчивать торможение в то время, когда велосипедист начинает наклонять машину. Иногда для безопасного движения полезно снять с педали ногу (в сторону поворота) и, страхуя ногой, пройти поворот. Полезно помнить ряд советов о том, как ездить по проселочным дорогам, где встречаются различные препятствия. Широкие канавы, высохшие русла небольших речек, имеющие отлогие края, рекомендуется преодолевать не прямо, а под некоторым углом. Выбор правильного угла постепенно приобретается на практике, в зависимости от крутизны ската и ширины канавы. Если края канавы обрывистые, лучше сойти с велосипеда и, не подвергая себя неоправданному риску, пройти это место пешком.
Иногда препятствие вырастает на пути внезапно, и только быстрая реакция велосипедиста позволит ему избежать неприятностей. К таким препятствиям следует отнести камни, узкие канавы, корни деревьев, в избытке встречающиеся на дороге.
Если на педалях укреплены ремешки, прочно удерживающие стопы ног, то можно научиться и прыгать на велосипеде. Для этого, привстав на педалях, расположенных горизонтально, велосипедист перед самым препятствием прыгает вверх, поднимая за собой велосипед ступнями, закрепленными на педалях, и, отрывая колеса от земли на необходимую высоту, преодолевает препятствия. При приземлении руль нельзя поворачивать. Переднее колесо должно идти строго прямолинейно первоначальному направлению. Овладение техникой прыжка можно начинать на ровном месте, мысленно намечая точку, перед которой производится прыжок. После некоторой практики велосипедист сможет перепрыгивать лежащие поперек дороги камни, корни, вырытые канавки, ямы. Такие препятствия, как камни, бревна, можно преодолевать другим способом. Для этого надо перед препятствием резко потянуть руль на себя, откинувшись спиной назад, и пронести над препятствием переднее колесо, затем наклониться к рулю, освободив от веса заднее колесо, которое легко перекатится через препятствие.
Песчаные участки проезжают с хода, если они не велики, если же нужно прилагать очень много сил для их преодоления, лучше сойти с велосипеда и пройти это место, ведя велосипед руками.

Итак, ясно, что первые шаги на велосипеде особого труда не представляют. Но всегда нужно помнить, что научиться ездить на велосипеде, овладеть хорошей техникой езды просто. Значительно сложнее правильно использовать эту машину так, чтобы она могла приносить только пользу. Давно известно, что ни один вид физических упражнений не содержит в себе столько коварства и опасностей, сколько таит в себе неумелое использование велосипеда. Удовольствие, которое испытывает человек, мчащийся на велосипеде,— это еще не все, и об этом следует задумываться. Ведь велосипед не только помогает сохранять время, он является также незаменимым средством сохранения и укрепления здоровья. Активные физические движения на свежем воздухе всегда полезны и детям и взрослым. Нагрузку, которую дает велосипед, легко дозировать. В зависимости от самочувствия можно ехать и быстро и медленно.
Езда на велосипеде — прекрасное средство укрепления сердца, легких и кровеносных сосудов, для развития таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость. Велосипед способствует воспитанию воли, смелости, решительности. Трудно представить слабого, трусливого человека, лихо несущимся на велосипеде.
Одним из самых популярных средств активного отдыха следует, бесспорно, признать велосипедный туризм. Пожалуй, нет таких способов передвижения, которые вместе с хорошей физической закалкой давали бы возможность человеку побывать в самых различных уголках своего края, потратив на это минимальное время. Туристские походы на велосипедах стали хорошей традицией. Кто не слышал об увлекательных путешествиях, совершаемых любителями велосипеда? Потребуется всего один час, чтобы преодолеть расстояние в 20 км. Но для того, чтобы участвовать в туристских походах, нужно научиться хорошо ездить на велосипеде, соблюдать правила движения по улицам и дорогам, выполнять элементарные требования гигиены.