Тормоза

Ручные тормоза являются обязательными для велосипедов с бестормозной втулкой заднего колеса. Это велосипеды легкодорожные, спортивные (кроме спортивно-трековых) и некоторые другие. Ручные тормоза здесь устанавливаются на переднее и заднее колеса, а на некоторых моделях дорожных велосипедов — в дополнение к основному ножному тормозу. Им пользуются в тех случаях, когда отказывает ножной тормоз, соскакивает или разрывается цепь и появляется необходимость в экстренном торможении и остановке. Ручной тормоз лучше использовать одновременно с ножным, чтобы избежать аварии. Ручные тормоза бывают нескольких типов: спортивного, или клещевого типа, рычажного типа на переднее колесо.

Спортивный тормоз клещевого типа (рис. 55) бывает с боковой или симметричной тягой. Спортивный тормоз с боковой тягой состоит из рукоятки, троса в гибкой оболочке с наконечником, тормозного устройства, собранного из двух полускоб с резиновыми колодками, и болта, скрепляющего полускобы и позволяющего им вращаться вокруг своей оси.

Рис. 55. Тормоз ручной клещевого типа:
1 — тормоз ручной с боковой тягой: а — шпилька; б — гайка; в — колодка тормозная; 2 — тормоз ручной с симметричной тягой

При нажиме на рукоятку тормоза трос вытягивается из оболочки и тянет за хвостовик переднюю полускобу. Одновременно он нажимает нижним концом своей оболочки на кронштейн задней полускобы. Это заставляет полускобы, преодолевая сопротивление тормозной пружины, поворачиваться на центральном болте. Тормозные колодки при этом зажимают обод с двух сторон и тормозят колесо. Если тормозную рукоятку отпустить, то полускобы под действием тормозной пружины расходятся в стороны, освобождая колесо. Этот тип тормоза применяется в основном для торможения переднего колеса дорожного велосипеда.

На легкодорожных и спортивно-шоссейных велосипедах устанавливают ручные тормоза на заднее и переднее колесо спортивные клещевого типа с симметрично расположенной тягой. Этот тормоз усовершенствованной конструкции, благодаря чему исключается перекос скоб и уменьшается усилие, приложенное на рукоятку в момент торможения.

Тормоза рычажного типа (с прижимом на шину) состоят из рукоятки, укрепленной на правой стороне рулевой трубы, гибкого троса, тормозного стакана с пружиной и тормозной колодки. При нажиме на рукоятку тормозной стакан вместе с тормозной колодкой посредством троса опускается вниз, прижимается к покрышке колеса, тем самым притормаживая или останавливая его движение.

Если опустить рукоятку, то пружина поднимает стакан с колодкой в первоначальное положение. Колесо становится свободным и вновь может вращаться. Тормоз этого типа имеет свои недостатки: трение резиновой колодки о протектор покрышки способствует ее преждевременному износу, при слабо накачанной шине тормозная колодка не сможет достать до ее поверхности, торможение осуществляться не будет. Этот тип тормоза используется в основном для женских и подростковых велосипедов для торможения переднего колеса не как основной, а в дополнение к ножному тормозу.

Ручные тормоза всех конструкций менее надежны в эксплуатации, чем ножные, так как они требуют систематической регулировки. При сырой погоде их работа ухудшается в связи с уменьшением трения между поверхностью тормозных колодок и колесом. При длительном пользовании тормозами резиновые колодки нагреваются, размягчаются, теряют упругость и способность удерживать колесо.