Тормоза

Все велосипеды, кроме трековых, должны быть оборудованы безупречно работающими тормозами. Независимо от скорости движения хорошо отрегулированный тормоз должен быстро остановить велосипед. После торможения никаких заеданий в тормозном устройстве не должно быть.
Тормоза могут действовать на втулку заднего колеса, на обода обоих колес и на покрышку переднего колеса. По способу приведения в действие различают тормоза ручные и ножные.
Тормоза, действующие на втулку заднего колеса. Действие тормозных втулок типа «Торпедо» и «Родина» дорожных велосипедов приведено выше в описании устройства этих втулок. Это тормоза ножные и приводятся в действие нажатием на педали в сторону, противоположную рабочему вращению. Кроме того, существуют тормозные втулки, сконструированные по типу мотоциклетных. У втулок такой конструкции тормозное устройство смонтировано на крышке, закрывающей отверстия тормозного барабана, который либо выточен заодно с корпусом втулки, либо крепится к его фланцу заклепками. Тормозное устройство описываемых втулок монтируется на внутренней стороне крышки, закрывающей отверстие тормозного барабана, и состоит из двух колодок, каждая из которых представляет собой половину кольца, разрезанного по диаметру. На рабочую поверхность колодок приклепаны полоски медно-асбестовой ткани — ферродо, обладающей высоким коэффициентом трения. Колодки стягиваются спиральной пружиной, концы которой имеют форму крючков, пропущенных в отверстия, сделанные в ребрах жесткости каждой колодки на небольшом расстоянии от одного ее конца. Противоположные концы колодок шарнирно установлены на неподвижной оси, прикрепленной к крышке, закрывающей отверстие тормозного барабана.
Ближайшие к пружине торцы колодок опираются на разжимной кулачок в форме ромба. Последний выполнен заодно с валом, свободно вращающимся в сквозном отверстии неподвижной крышки тормозного барабана. На выступающем наружу конце валика закреплен рычаг, второй конец которого при помощи вращающейся бонки соединен с гибким тросом. Трос в свою очередь соединен с рукояткой на руле велосипеда.
Пока торможения не производится, разжимной кулачок находится в таком положении, при котором торцы колодок, стянутых пружиной, расположены на его меньшем диаметре. При торможении, когда велосипедист нажимает рукоятку, трос повертывает рычаг и разжимной кулачок; последний раздвигает колодки, которые, прижимаясь к внутренней поверхности барабана, осуществляют торможение. При этом крышка с колодками удерживается от провертывания прикрепленным к ней рычагом, имеющим на свободном конце скобу; последняя закреплена на цепном пере рамы.
Тормоза, действующие на обода колес. Тормоз, действующий на обод колеса (рис. 29), состоит из тормозного устройства, рукоятки, укрепленной на руле, и троса.
Местом крепления тормозного устройства служит для переднего тормоза коронка передней вилки, а для заднего — мостик подседельных стоек. Встречаются конструкции ручных тормозов, которые крепятся непосредственно на перьях передней вилки или на подседельных стойках. Рукоятка 21 тормоза, укрепленная в кронштейне 19 на оси 20, имеет возможность вращаться вокруг этой оси в пределах около 45°. Рукоятка тормоза и сам тормоз соединены между собой тросом 30, последний помещен в гибкую стальную рубашку 4.
Две полускобы 22 и 28 тормозного устройства соединены между собой болтом 15, крепящим их с помощью гайки 13 и пружинной шайбы 14 к раме велосипеда. Кроме того, этот болт удерживает пружину 16, которая действует на обе полускобы, стремясь их развести в стороны.
В нижней части обеих полускоб сделаны проушины. В каждой проушине с помощью винта 27, гайки 23 и шайбы 26 крепится колодкодержатель 25, в котором запрессована резиновая колодка 24. Колодкодержатели устанавливаются в обеих проушинах полускоб с таким расчетом, чтобы наружный край обода колеса велосипеда приходился на одной линии с верхним краем колодок. Расстояние между боковыми поверхностями обода и плоскостями колодок должно быть не более 5 мм.
На противоположном от проушины конце полускобы 22 имеется отходящая в сторону часть, в отверстие которой помещается болт 29; в сквозное отверстие, просверленное в стержне болта, продет трос 30, который зажимается между внутренней плоскостью полускобы и плоскостью шайбы 18 гайкой 17. Полускоба 28 в верхней своей части имеет ответвление, в отверстие которого помещена бонка 12, свободно вращающаяся в отверстии. В отверстие бонки ввертывается на резьбе упор 32 для рубашки 4 троса. На нарезку упора навертывается контргайка 31, которой производится законтривание упора.
Кронштейн 19 укрепляется на наружном изгибе трубы руля велосипеда хомутиком 8, который обеспечивает надежное крепление кронштейна винтом 6. На поверхности кронштейна тормоза велосипеда В-54 укрепляется резиновый амортизатор 5, смягчающий толчки, воспринимаемые руками велосипедиста, когда он управляет велосипедом, положив руки на кронштейн. Такие амортизаторы предположено применять у всех тормозов описываемой конструкции. Амортизатор укрепляется на кронштейне крючком 7, вваренным в тело амортизатора; другой конец амортизатора прижимается к поверхности кронштейна 19 рубашкой троса. Торец последней упирается в дно металлической втулки 3, вваренной в тело амортизатора.
В верхней части рукоятки сделано отверстие, в котором помещается ролик 2 с прорезью и отверстием. Трос должен свободно проходить через прорезь в ролике и удерживаться в его отверстии припаянным к концу троса наконечником 1.
Ручной тормоз действует следующим образом. Под давлением пальцев руки велосипедиста рукоятка 21 повертывается на своей оси и вытягивает трос из рубашки. При этом полускобы 22 и 28, повертываясь на болте 15, как на оси, зажимают колодками обод колеса. Трение между колодками и ободом создает тормозной момент. По окончании торможения полускобы трос и рукоятка возвращаются в первоначальное положение пружиной 16.
Для хорошей работы тормоза необходимо, чтобы пружина была мягкой и эластичной, так как в противном случае она будет требовать больших усилий со стороны велосипедиста.
Основные размеры тормозов. Под основными размерами в ручных тормозах, действующих на обода колес, подразумевается расстояние от центра болта 15 до середины толщины обода колеса; это расстояние учитывается при конструировании велосипеда. Вторым основным размером является расстояние между поверхностями тормозных колодок, которое необходимо выдерживать постоянным для обеспечения надежного торможения. Это расстояние не должно быть больше 35 и меньше 30 мм. Основные размеры тормозов, помещенных внутри самих втулок, предусматриваются конструкцией.