Цепь

Во время работы цепь подвержена сильному растяжению и частым резким рывкам. Велосипедная цепь более чем какая-либо другая часть, требует для изготовления высококачественных материалов.

Цепь (рис. 20) изготовляется из стали. Пластины цепи штампуются, а штифты и гильзы роликов изготавливаются на токарных станках-автоматах. Все детали цепи подвергаются цементации на глубину 0,05—0,1 мм с последующей закалкой. Сборка цепи автоматизирована. Готовую цепь обкатывают в течение нескольких часов на зубчатых колесах под нагрузкой 80—90 кг.

Звено цепи, применяемой при ведущих зубчатых колесах с шагом зубьев 12,7 (1/2"), состоит из следующих деталей: двух наружных пластин 1, двух внутренних пластин 4, четырех гильз роликов 8 и двух штифтов 2. Цепь собирается путем расклепки концов штифтов, образующих аккуратно обжатую чечевицеобразную головку.

У цепи, применяемой на зубчатых колёсах с шагом 25,4 мм (1"), вместо гильз роликов применяется блок из целого кусочка металла, представляющего собой по профилю одну цельную внутреннюю пластину или несколько внутренних пластин, соединенных между собой при помощи штифта. Блок соединяется в звено с двумя наружными пластинами штифтом, проходящим через отверстия, имеющимся в наружных и внутренних пластинах и являющимся шарниром каждого звена цепи. Концы штифта, выступающие над поверхностью наружных пластин, расклепываются.

Соединение цепи в замкнутую кривую осуществляется: а) специальным замком, б) болтом с гайкой, в) штифтом, у которого расклепываются торцы. Последний метод применяется при наличии переключателя цепи. Пользоваться болтом с гайкой или специальным замком для цепи, работающей с применением переключателя, нельзя, потому что болт или замок будет задевать выступающими частями за боковые щечки переключателя; при этом цепь часто спадает с зубчаток, а переключатель может быть выведен из строя.

Рис. 20. Цепь:
а — с шагом 12,7 мм; б — с шагом 25,4 мм