Общее устройство и классификация велосипедов

Существует много конструкций велосипедов, имеющих различное назначение. Однако независимо от назначения и конструкции все велосипеды имеют одинаковое общее устройство.

Схема устройства велосипеда показана на рис. 1. Велосипед состоит из рамы 2, передней вилки 5, колес б и 12, передачи, руля 3, седла 1 и тормозов.

Рис. 1. Схема устройства велосипеда
Рама, состоящая из стальных труб, пропаянных латунью или сваренных в местах соединения, является основой велосипеда.

Передняя вилка служит для крепления переднего, направляющего колеса. Вилка состоит из стержня, коронки и двух перьев. Стержень вилки установлен в головной трубе рамы на шариковых подшипниках.

Каждое колесо велосипеда состоит из втулки, спиц, обода и пневматической шины. Над колесами дорожных и спортивных велосипедов устанавливаются щитки 4 и 13, защищающие одежду велосипедиста от водяных брызг и грязи.

Передача, состоящая из ведущей 7 и ведомой 11 зубчаток, цепи 10, двух шатунов 9 и двух педалей 8, передает усилие ног велосипедиста заднему ведущему колесу велосипеда.

Шатуны жестко закреплены на валу, вращающемся на шариковых подшипниках в кареточном узле рамы.

Передача спортивных и гоночных велосипедов снабжается несколькими ведомыми зубчатками с различным числом зубьев и переключателем, позволяющим изменять на ходу передаточное число передачи путем перекладывания цепи с одной ведомой зубчатки на другие.

Руль позволяет велосипедисту изменять направление движения велосипеда во время, езды и в то же время служит опорой для рук.

Седло служит опорой для корпуса велосипедиста и смягчает толчки, возникающие на неровностях дороги, по которой едет велосипедист.

Тормоза служат для быстрой остановки велосипеда.

В зависимости от назначения различают велосипеды следующих основных типов:
1)       дорожные;
2)       легкодорожные;
3)       гоночные, подразделяющиеся на трековые и шоссейные. Трековые используются на специальной кольцеобразной дорожке — велотреке. Шоссейные предназначены для движения с большой скоростью по шоссе;
4)       велосипеды специального назначения.

Кроме указанных подразделений, существуют группы велосипедов с особыми признаками. К ним относятся велосипеды: а) мужские и женские; б) одноместные и многоместные; в) подростковые и детские.

Технические характеристики наиболее распространенных моделей велосипедов отечественного производства приведены в приложении 1.