Ведомая зубчатка

Ведомые зубчатки устанавливаются на втулке заднего колеса.

Число зубьев ведомой зубчатки у трековых велосипедов составляет от 6 до 10 (при шаге цепи 25,4 мм), у дорожных велосипедов — от 14 до 22 (при шаге цепи 12,7 мм).

Наиболее простое устройство имеет ведомая зубчатка трекового велосипеда, не имеющая свободного хода.

У шоссейно-гоночных и спортивных велосипедов применяют ведомую зубчатку с механизмом свободного хода (трещотку).

Трещотки

Страницы: 1 2

Трещотки разделяются на два типа: трещотка с одной ведомой зубчаткой и трещотка, состоящая из блока, соединенных между собой зубчаток с различным количеством
зубьев (от 14 до 22). Зубчатки, соединенные в блок, состоящий из трех ведомых зубчаток, в большинстве случаев имеют следующее количество зубьев: 14, 16, 20; 15, 17, 19; 16, 17, 19; 16, 18, 19; 16, 18, 20; 16, 19, 21. Блок, состоящий из четырех ведомых зубчаток, встречается со следующим количеством зубьев: 14, 15, 16, 19; 14, 16, 18, 20; 14, 15,
Трещотка собирается из ведомых зубчаток. Число зубьев каждой последующей зубчатки увеличено на один или на два зуба по сравнению с предыдущей. Большая крайняя зубчатка может отличаться от соседней с ней зубчатки на 4 зуба. При выборе трещотки учитывается профиль дороги, на которой она будет использована.

Трещотка, имеющая одну ведомую зубчатку (рис. 21), состоит из внутреннего корпуса трещотки 1, наружного корпуса 2, шариков 3 0 3,17 мм, набора шайб 5 из листовой фольги разной толщины, которые дают возможность регулировать конус 4 шарикоподшипника, двух пружин 6 собачек и двух собачек 7.

Рис. 21. Трещотка с одной зубчаткой

Внутренний корпус представляет собой кольцо, в отверстии которого нарезана правая метрическая резьба 4М35 X 1.0. С помощью этой резьбы внутренний корпус трещотки навертывается на корпус втулки. Наружная поверхность внутреннего корпуса имеет трехступенчатую заточку; на самом большом диаметре выполнен шариковый путь. На торце второй заточки диаметрально противоположно друг другу имеются два углубления, в которых помещаются собачки. На поверхности этой заточки с двух противоположных сторон сделаны долевые канавки с выходом в углубления, где помещаются собачки. В этих канавках находятся пружины, отжимающие собачки наружу до зацепления с храповым колесом наружного корпуса. Эти пружины укрепляются в корпусе трещотки штифтами, которые плотно вколачиваются в отверстия, сделанные с торца второй заточки.

На поверхности третьей заточки нарезана левая резьба, на которую навертывается конус шарикоподшипника.

С торцовой стороны меньшего диаметра внутреннего корпуса трещотки выполняют два паза под торцовый ключ, при помощи которого свертывают трещотку с корпуса втулки.

Наружный корпус трещотки также представляет собой кольцо, с обеих сторон которого по внутреннему диаметру вытачивают шариковые пути. На образовавшемся между последними пояске выполняют храповое колесо, которое во время рабочего хода зацепляется с собачками колеса велосипеда. На поверхности наружного корпуса как одно целое с ним выполнена ведомая зубчатка.

На внутренней поверхности конуса 5 имеется левая резьба. Резьба не должна иметь перекосов в сторону торцов кольца; во время навертывания на внутренний корпус трещотки конус должен плотно прилегать к торцу второй заточки внутреннего корпуса. В наружном торце конуса сверлят два несквозные отверстия для ключа, которым можно навертывать конус на внутренний корпус трещотки. На этом же торце сверлят два сквозных отверстия диаметром 2,2 мм, отстоящих одно от другого на 8 мм. Одно из них служит каналом для доступа масла в шарикоподшипник, а во втором нарезается резьба под винт диаметром 2,6 мм, которым удерживается крышка масленки.

Существует несколько конструкций трещоток, у которых ведомые зубчатки соединены в блок.

У трещотки, имеющей трехступенчатый блок зубчаток, зубчатка с меньшим количеством зубьев выполнена как одно целое с наружным корпусом с правой его стороны; с левой стороны от этой ведомой зубчатки на поверхности
наружного диаметра нарезана левая резьба, на которую навертываются две ведомые зубчатки с желаемым количеством зубьев. На внутреннем диаметре наружного корпуса с обеих сторон вытачиваются шариковые пути, а на пояске, образующемся между шариковыми путями,— храповое колесо. У этой конструкции трещотки внутренний корпус, конус шарикоподшипника и форма собачек ничем не отличаются от описанных выше.