Ведущая зубчатка

Для изготовления ведущих зубчаток применяют листовую сталь или дюралюминий.

Ведущая зубчатка для дорожных велосипедов в большинстве случаев изготавливается путем штамповки узора и зубьев; последние протачиваются профилированным резцом с обоих торцов, что обеспечивает одинаковую толщину зуба. У ведущих зубчаток гоночных велосипедов зубья для получения более точного профиля после штамповки фрезеруются на специальных зубофрезерных станках. Шаг зубьев у дорожных, легкодорожных и шоссейно-гоночных велосипедов равен 12,7 мм при толщине зубьев 3,15 мм, у трековых — 25,4 мм при толщине 4,5 мм.

Узор и лапки для крепления ведущей зубчатки шоссейно-гоночного велосипеда к шатуну выполняются с таким расчетом, чтобы как можно больше облегчить зубчатку. При этом несколько уменьшается жесткость зубчатки. Если в результате этого зубчатка и получит деформацию по диаметру, то ,натяжение цепи сохранится за счет пружины переключателя цепи.

Узор ведущей зубчатки трекового велосипеда находится в замкнутой окружности и представляет собой пятиконечную звезду. Благодаря большому количеству и небольшой длине рычагов, из которых состоит звезда, узор обладает достаточной жесткостью, и ведущая зубчатка хорошо сопротивляется деформации. Деформированная зубчатка не пригодна для эксплуатации на трековом велосипеде. Своим радиальным биением она будет вытягивать цепь, а так как у трековых велосипедов натяжение цепи постоянное, то зубчатку, имеющую радиальное биение, применять нельзя не только во время соревнований, но и во время тренировок.

Многодневная гонка требует от гонщика применения большого количества передаточных соотношений. Применение различных соотношений на одном этапе вызывается не только различным профилем пути и состоянием дорожного покрытия, но и меняющимися метеорологическими условиями. Необходимое соотношение подбирается в процессе гонки с учетом физических возможностей гонщика. Отечественная промышленность изготовляет ведущие зубчатки с шагом зубьев в 12,7 мм при количестве их от 42 до 52. Такими зубчатками снабжаются велосипеды от дорожного до шоссейно-гоночного. Трековые велосипеды снабжаются ведущими зубчатками от 23 до 28 зубьев при шаге 25,4 мм.

Для увеличения числа различных передаточных соотношений на шоссейно-гоночном велосипеде на правом шатуне может устанавливаться блок из двух ведущих зубчаток с разным количеством зубьев. Для определения количества зубьев, соединяемых в блок зубчаток, делается специальный расчет. Подбираются такие соотношения, которые имеют пропорциональную закономерность изменения от одного соотношения к другому. Таким блоком из двух соединенных между собой ведущих зубчаток можно с большим успехом пользоваться во время многодневных гонок.