Первая велосипедная гонка в Сен-Клу в 1868 г.

Самой первой, официально зарегистрированной, велосипедной гонкой в истории принято считать соревнование прошедшее 31 мая 1868 года в парке Сен-Клу (фр. Saint-Cloud) в западной части Парижа во Франции.

Дистанция гонки составляла 1200 метров и проходила по гравийной дорожке до паркового фонтана и обратно.

первая велогонка в Сен-Клу
Французский велосипедный историк и журналист Пьер Чаны (Pierre Chany, 1922–1996) так описывал эту гонку:

В Париже, в то время были распространены «педальные машины» с передними колесами диаметром 1 м или 1 м 10 см и 80 см сзади. Их райдеры давали импровизированные представления, в которых они превалировали друг с другом в технике и бодрости. Глядя на эти демонстрации, братья Оливье, которые контролировали Compagnie Parisienne, решили провести гонку 31 мая 1868 года в Парк-де-Сен-Клу, получив разрешение на это от их Императорских Величеств. Согласно Cycling Record мероприятие началось в 3 часа после полудня в присутствии всей парижской аристократии, которая была в предвкушении и восторге от самой идеи и возможности увидеть, как эти люди соперничают друг с другом в силе и виртуозности.

Джеймс МурПобедителем этой велогонки стал молодой 19-тилетний англичанин Джеймс Мур (James Moore, 1849–1935), который позже выиграл и первую шоссейную велогонку Париж-Руан протяженностью  113 км и стал одной из первых звезд велоспорта доминируя в соревнованиях много лет.

Хотя эта выигранная Муром велогонка и считается первой в истории, голландский историк Бенджи Мазо (Benjie Maso) утверждает, что она была второй и что первую выиграл гонщик по имени Polocini. (Смотрите ниже более подробно о тайне "первой гонки"). Фаворитом второго заезда был Франсуа Друэ (François Drouet), который был лидером ранее. На середине дистанции Джеймс Мур захватил лидерство, преодолев дистанцию, как писали  Cycling Record, "со скоростью молнии" и выиграл с результатом 3 минуты и 50 секунд под восторженные крики толпы. Муру и Полочини были вручены золотые медали стоимостью сто франков присужденные Compagnie Parisienne.

Велогонка в  Сен-Клу взбудоражила общественное воображение и вдохновила проведение подобных велогонок и в других местах. Первая гонка в Великобритании был проведена на следующий день и были проведены гонки 18 июля в Генте, Бельгия. Так же в сентябре состоялась гонка в Брно, столице Моравии, что положило начало велосипедных гонок в Центральной Европе.

Тот самый победный велосипед Мура выставлен в городском музее Ely в Кембриджшире. Он имеет ромбовидную железную нижнюю трубу, а верхняя труба и шины выполнены из сплющенного металла. Остальное сделано из дерева, в том числе и колеса. Заднее колесо диаметром 31 дюйм, переднее 38 дюймов. Передаточное соотношение составляет 1: 1, т. к. педали соединены с передней втулкой. Седло велосипеда было утеряно еще до возвращения его в Великобританию.

велосипеды Джеймса Мура
На фото велосипед Пенни-Фартинг на котором Джеймс Мур выиграл Чемпионат Мира в 1874 году и Velocipede принесший ему победу в Париже в 1868 году.

Touring Club of France возвёл мемориальную доску с надписью: «31 мая 1868 года Джеймс Мур стал победителем первой гонки на велосипедах во Франции.» Среди присутствующих были Годфри Хаггарел, генеральный консул Великобритании в Париже; Гео Лефевр, заместитель председателя Ассоциации спортивных журналистов и человек который придумал Тур де Франс, чиновники из мэрии Сен-Клу и клуба Туринг-де-Франс, гонщики Генри Дебрэ, Люсьен Louvet и Рудольф Моллер  и Виктор Брейер, заместитель организатора Тур де Франс. Мемориальная доска с тех пор исчезла.

Споры о первенстве

Джеймс Мур всю свою жизнь считал, что это он выиграл первую велогонку в мире.

Однако исследования и тезисы Кейзо Кобаяси (Keizo Kobayashi), указывают на то, что гонка в Сен-Клу не была первой.

Ник Клэйтон, редактор журнала энтузиастов и ветеранов велосипеда в Великобритании The Boneshaker, писал:
Кобаяши обнаружил, по крайней мере, пять гонок на велосипедах во Франции, которые предшествовали гонке в  Сен-Клу. Правда эти гонки не получили такой огласки, какую организация Мишо смогла привлечь к гонке в  Сен-Клу, но любопытно, почему это имя Джеймса Мура должно быть на мемориальной доске, а не Эдварда-Чарльза Бона, победителя заезда в 2:30 или даже Poloni [так в оригинале], победителя Grande Course в тот же день.

Цитируя Кобаяши, Клейтон говорит, что программа заездов в Сен-Клу  была такая:
1. В 2:30, 1 км гонка на велосипедах с колесом менее 1м в диаметре, за серебряной медалью. В которой участвовали 7 человек, победителем стал Edward-Charles Bon с результатом 2 мин 40 сек со скоростью 22,5 км / ч.

2. 1 км гонка на велосипедах с колесом диаметром от 1 метра за серебряной позолоченной медалью. Победитель Джеймс Мур с результатом в 2 мин 35 сек, скорость 23,2 км / ч. Пять участников. Эта медаль хранится в музее Ely.

3: Медленная гонка на 50 метров. Шесть участников, победил Durruthy.

4: Большой Круг (Grande Course) за золотой медалью. Три гонщика. Выиграл Polonini [так в оригинале] результат 2 мин 33 сек, 23,5 км / ч.

Внук Мура ответил Клейтону:
Если вы согласны, что Джеймс Мур верил, что именно он выиграл первую гонку на велосипеде, то как он мог забыть, что его гонка была второй в этот день в Сен-Клу? Должно быть было что-то другое в первом заезде,  например, это не было исключительно для педальных машин - или порядок событий был изменен так, что его гонка прошла в первую очередь. Моя гипотеза предполагает прежнее утверждение, и лишь отчасти зависит от указаний в правилах, что передние колеса на velocipedes во второй гонке должны были быть именно 1 метрового диаметра, как указано в вашей статье. Мой главный аргумент, однако, заключается в том, что слово velocipede было использовано в общем смысле, включая в себя все типы машин и даже hobby-horses (прим. беспедальная конструкция барона Карла фон Дрэйза, прототип современных детских беговелов), для которых он был изначально придуман. Они несомненно имели колеса диаметром менее одного метра.

Клейтон ответил:
Я думаю, что ваша попытка определить вторую гонку в Сен-Клу, именно как первую велосипедную гонку, не выдерживает никакой критики. Термин Velocipedes в то время относился и к  костотрясам (boneshakers).

Джеймс Мур считал до самой смерти, что он выиграл первую в мире велогонку. Если предположить что он выдумал эту историю после того как стал знаменит выиграв гонку Париж-Руан, его внук Иоанн сказал:
В этом случае, прошел только один год или около того после гонки в Сен-Клу. Это невероятно, что если его утверждения были ложными, то никто  даже из числа победителей, зрителей и других участников предыдущих гонок не подвергли его слова сомнению или предъявили претензии.

В течение долгого времени не могли найти документальных свидетельств до тех пор, пока Французская национальная библиотека не оцифровала многочисленные французские газеты и периодические издания того времени. Le Petit-Journal опубликовала отчет об этих гонках в своем выпуске во вторник 2 июня 1868 года:

Соревнования проводились в следующем порядке:
VÉLOCIPÈDES меньше одного метра (серебряная медаль): Mr. Ch. Bon, 2 минуты 40 с.

VÉLOCIPÈDES от одного метра (позолоченная медаль); пять гонщиков. Mr. James Moor, 1-й, 2 минуты 35 с.

Медленная гонка (50 метров дистанция); шесть участников. Эта гонка была очень забавной; гонщики старались ехать как можно медленнее и без остановки; их движения привели к падению кроме Mr. J. Darenty, студента Гранд гимназии, который и выиграл приз.

GRAND RACE (золотая медаль). Три гонщика. Mr. Polinini, 1-ый, через 2 минуты 33 секунды.