Обзор диссертационных работ
В. В. Брысин. «Исследование структуры подготовленности велосипедистов на различных этапах их спортивного совершенствования и возможностей управления тренировочным процессом». Ленинград, 1980. Работа выполнена в Омском государственном институте физической культуры под руководством Ю. В. Верхошанского и В. А. Барановского.
Цель работы: изучение структуры подготовленности спортсмена и экспериментальное обоснование методики подготовки велосипедистов младших разрядов.
Задачи работы: выявить основные факторы спортивной подготовленности велосипедистов; изучить соотношение факторов, обусловливающих спортивный результат велосипедистов разной квалификации; экспериментально проверить возможности управления динамикой спортивной подготовленности велосипедистов в определенные периоды макроцикла тренировки.
Выводы:
1. Анализ структуры спортивной подготовленности велосипедистов показал, что в группах спортсменов различной квалификации результаты на дистанциях 200, 500 и 4000 м обусловлены следующими факторами.
У велосипедистов высокой квалификации (вклад в обобщенную дисперсию выборки — 61,7%):
I фактор — скоростно-силовые возможности— 11,3%;
II фактор — специальная силовая подготовленность — 9,6%;
III фактор — аэробные возможности — 9,4%;
IV фактор — общая неспецифическая адаптация—8,8%;
V фактор — тактико-техническая эффективность — 8,6 %;
VI фактор — двигательная сенсомоторная производительность — 7,3 %;
VII фактор — нервно-мышечная координация — 6,7%.
У велосипедистов младших разрядов (вклад в обобщенную дисперсию выборки — 70,4%):
I фактор — темповой компонент специальной подготовленности — 20,7%;
II фактор — общая физическая подготовленность — 13,6%;
III фактор—локальная и региональная силовая выносливость — 10,6%;
IV фактор — нервно-мышечная координация —8,2%.
V фактор — техническая эффективность — 6,8%;
VI фактор — двигательная сенсомоторная производительность — 5,3%;
VII фактор — неспецифическая адаптация — 5,1%.
Полученные данные факторного анализа позволяют утверждать, что у высококвалифицированных спортсменов результаты на указанных дистанциях в большей мере обусловлены уровнем развития силовых способностей (скоростно-силовой — 11,3%; специально-силовой — 9,6%), у спортсменов низкой квалификации — уровнем развития скоростной (20,7%) и общей физической (13,6%) подготовленности.
2. С ростом спортивного мастерства велосипедистов число достоверных корреляционных связей между показателями отдельных сторон подготовленности и спортивными результатами на дистанциях 200, 500 и 4000 м уменьшается. Это свидетельствует о том, что в процессе спортивной подготовки происходит не только совершенствование отдельных функций организма, обусловливающих силовые, скоростные и другие двигательные способности спортсмена, но и осуществляется перестройка характера взаимосвязи между этими способностями, позволяющая полнее и рациональнее использовать возможности организма в соревновательном упражнении.
Этот факт указывает на необходимость более дифференцированного подхода к выбору средств и методов тренировочного процесса, организуемого в группах спортсменов различной квалификации.
3. Исследование динамики структуры подготовленности велосипедистов при акцентированном воздействии на одну из его сторон (техническую, тактическую, психическую) позволило уточнить средства, направленные на ее изменения. Так, педагогический эксперимент показал, что:
а) в специальную физическую подготовку необходимо включать упражнения, которые одновременно повышают уровень как функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так и технического мастерства: езда и игры на велосипеде в зале, выполнение разнообразных технических приемов на велосипеде типа «сюрпляс», упражнения на велосипедном станке, имеющие в двигательном составе элементы, тождественные соревновательным и сходные с ними по характеру движений;
б) на совершенствование тактического мастерства положительное влияние оказывает езда на велосипеде в разнообразных условиях: различные варианты специальных упражнений, выбор и борьба за позицию, различные режимы педалирования, рациональное распределение сил на дистанции с точным соблюдением графика езды, умение финишировать;
в) на повышение уровня психической подготовленности наибольшее воздействие оказывает езда на велосипеде в условиях, требующих значительных проявлений волевых усилий: преодоление спусков, подъемов, объезды препятствий, ускорения с задержкой дыхания, использование больших передаточных отношений, специально изготовленных масок, затрудняющих дыхание.
4. Экспериментальная проверка эффективности применения методики тренировки с использованием упражнений с акцентом на совершенствование технического, тактического мастерства и психических возможностей велосипедистов младших разрядов в объеме 30% от общего времени, отводимого на тренировочные занятия, показала, что ее эффект выше по сравнению с методикой, сложившейся ныне в практике спорта и предусматривающей одновременное решение задач, направленных на эти виды подготовки.