Методологические и практические аспекты развития способности велосипедиста (гонки по шоссе)

Страницы: 1 2

Методологический подход. Прогресс в спорте, в том числе и в велосипедном, в значительной степени обусловлен системой целенаправленного отбора. При этом ориентация на спортивный результат или уровень развития физических качеств недостаточна для объективного представления о потенциальных возможностях начинающего спортсмена (В. М. Зациорский и соавт., 1973; В. П. Филин, 1975; Н. Ж. Булгакова, 1978, и др.).
В настоящее время установлено, что способности спортсмена могут быть выявлены только в процессе длительных наблюдений и на основе комплексной оценки признаков его физического состояния *.
Необходимо также учитывать, что не все признаки физического состояния имеют при прогнозе одинаковое значение. Так, данные функционального характера в большей степени отражают влияние применяемых в тренировках нагрузок. Антропометрические показатели, напротив, более консервативны (стабильны) и в основном обусловлены наследственностью. По мнению исследователей, они отражают способность к высоким достижениям в ряде видов спорта, особенно в начальный период спортивного совершенствования (Р. Е. Мотылянская, 1965, 1971; С. С. Грошенков, С. И. Лясотович, 1973; В. М. Зациорский, Л. П. Сергиенко, 1975; Г. С. Туманян, Э. Г. Мартиросов, 1976, и др.).
Однако с ростом спортивного мастерства значение антропометрических особенностей становится ниже, и напротив, роль функциональных признаков, включая двигательные, увеличивается (Р. Е. Мотылянская, 1975; П. Г. Гайдарска и соавт., 1976; Н. А. Хромий, С. Т. Клевак, 1976, и др.).
Имеющиеся в литературе данные об информативности показателей физического состояния при отборе велосипедистов-шоссейников немногочисленны и противоречивы (Г. Коста, 1966; В. Н. Попков, 1970, 1976; Ю. Г. Крылатых, 1974; В. П. Сотников, 1974; А. Д. Хорошавин, 1974; Т. Тодоров, 1975).
В практике велосипедного спорта комплектование учебных групп в ДЮСШ, как правило, осуществляется по показателям физической подготовленности. Такой подход к решению проблемы отбора в научном отношении является неправомерным (Ю. Г. Крылатых, 1974; А. Д. Хорошавин, 1974). Ведущие специалисты в этой области обращают внимание на необходимость комплексного подхода при анализе способностей юных спортсменов.
В связи с этим нами предпринята попытка разработать методологические подходы при анализе способностей юных спортсменов, исходя из субъективно-объективного понимания их спортивной деятельности. Любая спортивная дисциплина может быть рассмотрена как определенный вид деятельности, направленной на достижение необходимых результатов. При этом становится необходимым дать четкое определение тем структурным элементам, отношение между которыми составляет содержание этой деятельности и является предметом нашего исследования. Таковыми (в первом приближении) являются субъект (S) и объект (О) спортивной деятельности. Под субъектом понимается носитель целенаправленных спортивных действий, который может быть представлен или отдельным спортсменом (Sинд), или командой (Sком). Под объектом спортивной деятельности подразумевается то, на что направлены действия субъекта. В качестве такового выступает или спортивный результат (Ор), или спортивная победа (Оп).
Таким образом, содержание спортивного действия можно выразить в виде некоторых взаимоотношений между фиксированными субъектами и объектами спортивной деятельности. Структура указанных отношений приводится на рис. 1 и может быть описана двумя типами показателей: объективными (данные физического состояния, анатомо-биологические задатки) и субъективными (психологические свойства) характеристиками спортсменов (эти показатели соотносятся с уровнем спортивных достижений).

* Понятие «физическое состояние» трактуется по В. М. Зациорскому (1969).