Использование пробы PWC170 для тестирования велосипедистов

В последнее десятилетие в спортивных кругах довольно популярным стал тест PWCno (в модификации В. Л. Карпмана и сотр., 1969), применяемый для диагностики физической работоспособности спортсменов самых различных специализаций (в том числе и велосипедистов). Дело в том, что тест PWC170 высокоинформативен, сравнительно прост по методике выполнения и практически отвечает всем требованиям, предъявляемым к пробам подобного рода. Однако методика пробы требует наличия велоэргометра, кроме того, велоэргометрическая нагрузка, задаваемая при тестировании спортсменам, не полностью специфична для них. Велосипедисты отмечают значительную разницу в работе на велоэргометре и спортивном велосипеде (при работе на велоэргометре частота педалирования по методике теста должна поддерживаться постоянной, при выполнении второй, большей по мощности нагрузки изменяется лишь величина сопротивления вращению педалей). Следует указать и на тот факт, что тестирование в условиях лаборатории порой вызывает эмоциональное напряжение у испытуемых. Появление при этом тахикардии в покое, а также неадекватного учащения сердцебиений при выполнении пробы может исказить результаты пробы.
Все это вынуждает исследователей искать новые формы тестирования, которые позволяли бы объективно определять физическую работоспособность спортсменов непосредственно на тренировке и не требовали наличия специальной аппаратуры. В последнее время разработан беговой вариант теста PWC170, который все шире внедряется в практику (3. Б. Белоцерковский, В. Л. Карпман, А. А. Кириллов, 1977; А. Ф. Синяков, И. В. Абсолямова, 1980). В настоящей статье авторы предлагают вариант теста PWC170, рассчитанный на применение специфических для велосипедистов нагрузок.
Методика. Велосипедист на треке последовательно выполняет две нагрузки в равномерном темпе, разделенные 5-минутным отдыхом. Первая нагрузка заключается в преодолении дистанции 2150 м, причем каждые 200 м велосипедист проезжает примерно за 27—28 сек.; вторая нагрузка — в преодолении дистанции 2750 м. Время прохождения второй дистанции такое же, как и первой — 300 сек., что достигается увеличением скорости (каждые 200 м преодолеваются примерно за 21—22 сек.). Частота пульса регистрируется пальпаторно на лучевой артерии сразу же после прохождения дистанции, причем определяется время 10 ударов пульса. Методика подсчета заключается в следующем: в момент пульсового удара включается секундомер (пульс подсчитывается со следующего удара) и фиксируется время 10 сердечных сокращений (ЧСС за минуту легко найти по таблице).
ЧСС в 1 мин. по времени измерения 10 ударов пульса (по В. И. Крыжановскому, 1955)
Такая методика подсчета пульса точнее, чем регистрация его за 10 сек. (с пересчетом на минуту), при которой ошибка может составить около 6 ударов в 1 мин.
Скорость прохождения первой и второй дистанций определялась в м/с (для чего длина дистанции в метрах делилась на время преодоления ее в сек.).
Физическая работоспособность рассчитывалась по уравнению В. Л. Карпмана и сотр. (1969), которое для данного случая выглядело следующим образом:
где PWCI70(V) — физическая работоспособность, выраженная в величинах скорости в м/с при пульсе 170 уд/мин; Vм и V2 — скорости прохождения первой и второй дистанций; f1 и f2 — значения пульса сразу после прохождения первой и второй дистанций.
При массовых обследованиях расчет величин PWC170(V) удобно делать по номограмме (см. рис.), предложенной киевским НИИ медицинских проблем физической культуры. Для данного случая размерность этой номограммы была видоизменена (величина PWC170 обозначена не в кгм/мин, а в величинах скорости в м/с).
Результаты. Физическая работоспособность определялась у 48 велосипедистов, в основном шоссейников высокой квалификации (не ниже I разряда), в начале подготовительного периода. Возраст испытуемых—19—26 лет.
По средним данным физическая работоспособность у обследованных велосипедистов составляла 10,57±0,56 м/с. Наибольшая величина физической работоспособности составляла 11,37 м/с, наименьшая —8,84 м/с.
При прохождении первой и второй дистанций у велосипедистов определялось также потребление кислорода ). Затем, основываясь на факте линейной зависимости между VO2 и ЧСС, мы рассчитывали величину потребления кислорода при пульсе 170, которая составила 3,43±0,38 л/мин.
Тестирование велосипедистов по предлагаемому варианту PWC170 методически легко осуществимо, не требует специальной аппаратуры и может быть проведено, в любом тренировочном периоде (включая и соревновательный), так как нагрузки, задаваемые велосипедистам, сравнительно невелики (диапазон колебаний ЧСС при их выполнении составляет обычно от 115 до 160 уд/мин), соответствуют специфике вида спорта и выполняются спортсменом в естественных условиях тренировки.
Однако здесь следует отметить, что предложенный вариант не свободен от недостатков. Так, на результатах тестирования могут сказаться метеорологические условия (особенно ветер), различная экипировка спортсмена, методические погрешности, возможные при проведении пробы. Вместе с тем, если тестирование всегда проводить примерно в равных условиях, можно получить вполне объективную информацию, которая будет полезна для контроля за ходом тренировочного процесса и своевременной коррекции его.
Особый интерес для тренеров результаты тестирования представляют в подготовительном и соревновательном периодах. Известно, что в подготовительном периоде у велосипедистов существенно возрастает физическая работоспособность. В соревновательном периоде она достигает своего максимума. Проводя периодически тестирование спортсменов, тренер будет располагать данными физической работоспособности, которые помогут ему управлять процессом подготовки гонщика.
                                                               Д. Ф. Синяков, канд. мед. наук, В. Б. Балашов