Тесты для оценки силовых и скоростно-силовых качеств

Анализ литературы по велосипедному спорту подтвердил мнение о том, что при контроле за силовыми качествами велосипедистов необходимо оценивать показатели абсолютной силы и динамических силовых характеристик (скоростно-силовых качеств).

Оценку абсолютной силы велосипедистов большинство исследователей производили по методике, предложенной В. А. Барановским, которая позволяет оценивать силу мышц нижних конечностей в изометрическом режиме работы при подтягивании и нажиме на педаль в условиях естественного положения спортсмена на велосипеде. С этой целью нами был сконструирован прибор, работа которого основана на изменении силы тока вследствие изменения сопротивления тензодатчиков при деформировании упругого кольца, установленного под педалью велоэргометра. Кольцо со штативом крепится на упругой балке, закрепленной у основания велоэргометра. Прибор позволяет получать срочную информацию о величине усилия, прикладываемого к педали, по отклонению стрелки микроамперметра; параллельно с микроамперметром подключается самопишущий прибор Н-327 для графической записи регистрируемого усилия и получения дополнительной информации. Прибор измеряет величину прикладываемого усилия в диапазоне от 10 до 600 кг, с точностью до 0,2 кг.

Исследованиями В. Г. Половцева и В. В. Тимошенкова (1977) доказано, что усилия, прилагаемые к педалям, начинают увеличиваться в зоне от 0° и достигают максимума приблизительно к 90°, после чего отмечается снижение. Во время подтягивания педали увеличиваются тяговые усилия, доходящие до максимума в зоне 270°, затем происходит постепенное снижение. Такая закономерность распределения усилий характерна для спортсменов высокого класса.

В модельном эксперименте, где принимали участие 22 квалифицированных велосипедиста, оценке подлинности подверглись показатели абсолютных силовых возможностей по семи тестам:
1. Усилие при нажиме правой ногой на педаль в зоне 90°.

2.       То же при нажиме левой ногой.

3.       Усилие при подтягивании правой ногой педали в зоне 270°.

4.       То же при подтягивании левой ногой.

5.       Совместные усилия: жим правой ногой, подтягивание левой.

6.       Совместные усилия: жим левой ногой, подтягивание правой.

7.       Сумма совместных усилий: жим правой, подтягивание левой и жим левой, подтягивание правой.

Для оценки действительности тестов показатели подвергались корреляции с результатами контрольных упражнений на дистанции 100 м с места на передаче 93,8 дюйма и 100 и 200 м с ходу на соревновательной передаче (92,5 дюйма) в условиях тренировочного занятия на треке. Оценка надежности и объективности производилась по методике, описанной выше.

Для отбора скоростно-силовых тестов было решено подвергнуть проверке контрольные упражнения на велоэргометре в широком диапазоне нагрузок (от 3 до 7 кГм).

Проверке подверглись 15 тестов скоростно-силовой подготовленности велосипедистов. Результаты исследования приведены в табл. 2.

Как видно из таблицы, критериям действительности в наибольшей степени отвечают тесты 16, 17, 18, 19, 20 и 21. Исходя из критериев объективности и надежности, можно выделить два наиболее существенных: 15-секундное ускорение с ходу с нагрузкой 3 кг и 15-секундное ускорение с места с нагрузкой 6 кг. Эти тесты характеризуют скоростной и силовой компоненты скоростно-силового качества. 15-секундный
тест с нагрузкой 3 кг имеет достоверную связь с результатом на дистанции 200 м с ходу и не связан с показателем на дистанции 100 м с места. 15-секундное упражнение с нагрузкой 6 кг имеет высокую степень взаимосвязи с результатом на дистанции 100 м с места и сравнительно невысокую — с показателями в гите на 200 м с ходу.

В результате экспериментального исследования для оценки силовых и скоростно-силовых качеств велосипедистов можно рекомендовать три теста.

1.       Показатель абсолютной силы — суммы поочередных максимальных усилий ног в изометрическом режиме.

2,       3. Показатели скоростно-силовых возможностей: 15-секундное максимальное ускорение с места с нагрузкой 6 кг; 15-секундное максимальное ускорение с ходу с нагрузкой 3 кг.

Предложенные тесты дадут возможность всесторонне охарактеризовать силовые возможности велосипедистов в различные периоды годичного цикла тренировки.