Совершенствование системы контроля за специальной подготовленностью велосипедистов, специализирующихся в индивидуальной гонке преследования на 4 км

Проблема тестирования спортсменов является одной из актуальных в современном спорте и должна решаться на основе достижений, физиологии, биохимии, биомеханики, педагогики и других наук. Без объективных критериев оценки уровня специальной подготовленности, и в частности функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, управлять процессом подготовки спортсменов невозможно (В. В. Розенблат, 1967; В. В. Михайлов, 1970; Р. О. Astrand, В. Saltin, 1964, и др.)- Одним из наиболее информативных показателей функционального состояния организма спортсменов, специализирующихся в видах спорта на выносливость, является уровень максимального потребления кислорода (МГЖ) (А. Б. Гандельсман, 1962; В. В. Михайлов, 1972; Е. М. Haymes, A. L. Dickinson, 1980; Р. О. Astrand, К. Rodahl, 1977, и др.).  Однако в исследованиях зарубежных авторов последних лет установлено, что наиболее информативными показателями в оценке функциональной подготовленности спортсменов высокой квалификации являются не величина МПК, а величина кислородной стоимости 1 м пути при стандартной скорости (Cohulgy, Krayhenbuhl, 1980), уровень потребления кислорода VO2 при скорости передвижения 85— 90% от соревновательной, а также скорость передвижения по уровню ПАНО. Кроме того, Tessel (1979) и С. Foster и др. (1982) обратили внимание на то, что при обследовании однородной группы спортсменов с помощью стандартных тестов величина максимального потребления кислорода имела низкую корреляцию со спортивным результатом. По их мнению, тестирование необходимо проводить в условиях, максимально приближенных к соревновательным не только по структуре движения, но и по длительности выполнения задания.
Именно в таких условиях в полной мере будут проявляться факторы, лимитирующие работоспособность.
Цель работы — разработать систему контроля за уровнем специальной подготовленности велосипедистов, специализирующихся в индивидуальной гонке преследования на 4 км, на основе показателей кардиореспираторной системы.
Для этого необходимо было:
1.       Определить взаимосвязь между максимальными возможностями кардиореспираторной системы организма велосипедистов и спортивным результатом.
2.       Определить уровень функционирования сердечно-сосудистой системы организма велосипедистов в условиях соревновательной деятельности.
3.       Определить зависимость скорости педалирования от интенсивности функционирования сердечно-сосудистой системы.
Экспериментальная работа проводилась в лабораторных условиях и на олимпийском велотреке «Крылатское» в период подготовительного и соревновательного этапов подготовки 1979/80 г. В исследовании приняли участие 7 велосипедистов в возрасте от 18 до 22 лет, имеющих спортивную квалификацию кмс и мс, специализирующихся в индивидуальной гонке преследования на 4 км. В табл. 1 приводятся антропометрические показатели исследуемых спортсменов и их спортивные результаты R гонке на 4 км.