Обзор диссертационных работ

А. А. Тесленко. «Совершенствование специальных средств спортивно-технической подготовки велосипедистов в условиях трасс различного профиля». Киев, 1979. Работа выполнена в Киевском государственном институте физической культуры под руководством А. Н. Латунина.

Цель работы: экспериментально подтвердить эффективность специальных средств и методов повышения качества и интенсификации спортивно-технической подготовки велосипедистов высокого класса с учетом их индивидуальных двигательных особенностей, специфики конструктивных элементов велосипеда и характеристик профиля трассы.

Задачи работы: исследовать биомеханические характеристики педалирования спортсменов высших разрядов в условиях различных физических нагрузок; определить закономерности перестройки системы движений велосипедистов при использовании шатунов различной длины; экспериментально обосновать оптимальные соотношения морфометрических характеристик нижних конечностей спортсменов и биомеханических параметров двигательной деятельности (длины шатунов, передаточного соотношения и частоты педалирования); изыскать пути повышения эффективности управления педагогическим процессом двигательного совершенствования на основе разработки принципов и средств программирования оптимальных вариантов прохождения велотрасс различного профиля.

Выводы: 1. Системный анализ совершенствования специальной подготовки велосипедистов позволил выделить в ней три важнейшие подсистемы, в значительной степени определяющие результаты двигательного эффекта техники педалирования: а) индивидуальные двигательные особенности спортсменов; б) конструктивные характеристики велосипеда. На этой основе разработан комплексный программно-целевой подход управления повышением технического и тактического мастерства велосипедистов, предложены средства и методы его развития и совершенствования; в) специфические особенности велосипедной трассы.

2.       Исследование специальных велотрасс позволило установить количественные характеристики продольного профиля наиболее типичных участков. Это способствовало созданию объективных моделей двигательных действий применительно к изменяющимся внешним условиям педалирования. Всего выделено 11 моделей, включающих объективные количественные данные: о профиле трассы, условиях педалирования и основных двигательных задачах.

3.       Изучение техники педалирования на различных моделях позволило выявить закономерности перестройки системы движений спортсменов в зависимости от профиля трассы. Так, в частности, определены условия работы, характеризующиеся преимущественно «круговым», «импульсным» и другими вариантами педалирования в соответствии с распределением усилий на шатуне. При этом было обнаружено, что так называемое круговое педалирование не характерно для типичной работы велосипедистов, оно имеет место только при движении спортсменов на горизонтальных участках трассы (1-я модель).

4.       Экспериментально установлено, что изменение длины шатунов при стандартной работе не приводит к выраженному изменению общей энергетической стоимости педалирования, однако при этом изменяются частота движений, электрическая активность исследуемых мышц и некоторые другие характеристики спортивной техники. Это позволяет считать, что соответствующее изменение длины шатунов при преодолении участков трассы с различным профилем может привести к определенной экономизации деятельности велосипедистов в целом.

5.       Оптимизация работы велосипедистов на участках трасс с различным профилем возможна за счет изменения длины шатунов и техники педалирования в соответствии с индивидуальными особенностями велосипедистов. В условиях работы, характеризующейся преимущественно «круговым» педалированием (1-я модель), целесообразно несколько уменьшить длину шатунов по сравнению с привычными (на 2—2,5 мм). В условия работы, характеризующейся «импульсным» педалированием (2-я модель), целесообразно увеличить длину шатунов (в среднем на 5 мм). При «инерционном», «бессиловом» педалировании (3-я модель) длина шатунов должна быть минимальной.

Результаты исследований показали, что при правильно организованном педагогическом контроле велосипедистов оптимальный выбор длины шатунов можно рассматривать как специальное средство, позволяющее определить закономерность построения целевых программ в специальной подготовке велосипедистов высокого класса.

6.       Педагогические эксперименты, в результате которых были выявлены индивидуальные закономерности оптимальных вариантов педалирования на участках трасс с различным профилем, являются объективной предпосылкой для разработки средств и методов управления специальной подготовкой велосипедистов. Установлено, что наиболее эффективным методом в данном случае является программно-целевое управление. В качестве основных средств такого управления предложены целевые педагогические программы (управляющие, исполнительные, координирующие) специальной подготовки; технические средства педагогического контроля со зрительной и звуковой обратной связью.

7.       Типовая педагогическая программа, рекомендуемая для совершенствования специальной подготовки велосипедистов, должна основываться на предварительном исследовании: индивидуальных особенностей спортсменов, профиля велосипедной трассы и конкретных условий реализации поставленных задач. При этом целевые педагогические программы должны включать: перепад высот, длину отрезков трассы, соотношение передач, длину шатунов, частоту педалирования, время прохождения каждого отрезка и общее время, среднюю скорость и вид педалирования. В работе экспериментально подтверждено, что педагогические программы являются эффективным средством совершенствования спортивно-технического мастерства велосипедистов; они позволяют значительно повысить качество педагогического управления тренировочным процессом.

8.       Эффективная реализация целевых педагогических программ в учебно-тренировочном процессе возможна только при достаточно широком использовании специальных технических средств: 1) шатунов изменяемой длины; 2) устройств, контролирующих профиль трассы непосредственно во время движения; 3) устройств, контролирующих биомеханические закономерности техники педалирования; 4) технических средств зрительной, слуховой и тактильной индикации результатов двигательной деятельности велосипедистов.