Велотренажеры, используемые для подготовки резерва велосипедистов

В последние годы в практике подготовки спортсменов высокого класса все шире используются различные тренажеры и тренажерные устройства, способствующие в одних случаях формированию двигательных навыков и высокой техники выполнений движений, а в других — развитию двигательных качеств: силы, скорости, выносливости и т. д.
В циклических видах спорта в ряде случаев используются тренажерные устройства, позволяющие полностью имитировать основную структуру движений, а также задавать нагрузочные режимы, аналогичные соревновательным (бег на лыжероллерах, роликовых коньках, работа на гребных и велосипедных станках и т. д.). В результате тренеры имеют возможность значительно увеличить объем специальной подготовки в годичном цикле тренировки спортсменов за счет применения тренажеров в подготовительном, а иногда и в переходном; периодах.
Для подготовки резерва квалифицированных велосипедистов в Белорусском политехническом институте широко используются велотренажеры, чертеж которых приводится на рисунке. В отличие от серийных, на этих велотренажерах применяются утяжеленные металлические валики, массы которых примерно в пять раз превышают массы валиков, установленных на серийных велотренажерах. Такое-увеличение масс валиков вызывает значительное увеличение инерционных свойств велотренажеров. В результате можно не только увеличить мышечную нагрузку при педалировании, но и моделировать ее аналогично езде по шоссе: разгон, поддержание скорости, свободный прокат и т. д. Увеличение длины вала дает большую свободу действий спортсменам в управлении велосипедом, что, естественно, вносит некоторое разнообразие в тренировку.

велотренажер велостанок

Во время тренировок на тренажерах велосипедисты выполняли предложенную им мышечную работу в течение 50—60 мин. В некоторых интервалах этого времени спортсменам предлагали увеличить интенсивность педалирования. При этом ЧСС достигала 180—190 уд/мин, что свидетельствовало о большой мощности, затрачиваемой велосипедистом. Таким образом, тренер имел возможность моделировать на утяжеленных тренажерах нагрузки, характерные при езде в естественных условиях: при спуртах, педалировании в гору под уклон и т. д.
В настоящее время много говорят о тренировках в межсезонье и в зимних условиях по заснеженным и обледенелым дорогам. Однако использование этого метода для совершенствования техники педалирования, владения велосипедом и увеличения функциональной нагрузки вряд ли целесообразно. При температуре воздуха —1° и ниже спортсмен должен тепло одеваться, что сковывает его движения, а это влечет за собой погрешности в технике педалирования. Кроме того, на обледенелой дороге возможны частые падения, что при большой интенсивности движения транспорта грозит опасностью тяжелого травматизма. Что же касается функциональной нагрузки, то она остается весьма незначительной по сравнению с тем нервным напряжением, которое испытывает спортсмен на скользкой, загруженной транспортом дороге.
Езда по шоссе применялась в переходном периоде до первых устойчивых заморозков, а в конце подготовительного — с начала таяния снега. В обоих случаях — по сухому безопасному шоссе. В течение зимнего и частично весеннего периодов (декабрь — первая половина марта) наряду с общей физической подготовкой широко использовались утяжеленные велостанки — как средство специальной подготовки.
В недельном цикле количество занятий колебалось в пределах 5—6, а длительность их — 3—4 часа. Каждое занятие условно разделялось на две части: первая — общая физическая подготовка, включающая в себя упражнения со штангой, эспандером, всевозможные прыжки, ходьбу, кроссовый бег, спортивные игры и т. д., и вторая — педалирование на утяжеленных велостанках (при этом применялись равномерный, переменный и повторный методы тренировки).
Примерный план недельного цикла в подготовительном периоде тренировки выглядел следующим образом.
Понедельник. Разминка, кроссовый бег — 1 час 30 мин, упражнения с отягощениями, многоскоки. Педалирование на велостанке в равномерном темпе — 50—60 мин.
Вторник. Разминка, упражнения с партнером, многоскоки, прыжковые упражнения, игра в футбол — 1 час. Педалирование на велостанке — 55—60 мин со скоростью 100— 110 об/мин со сменой передаточных соотношений: 47Х19—15 мин, 47X17—15 мин, 47Х15 — 15 мин, 17x13—10 мин.
Среда. Разминка, упражнения со штангой (тяга, рывок, толчок, приседания с весом 60% от максимального) — 35—40 мин, плавание вольным стилем — 1 час 20 мин.
Четверг. Разминка, игра в баскетбол — 1 час, прыжковые упражнения. Педалирование на велостанке — 4X15 мин (отдых между повторениями 5 мин). Темп педалирования постепенно увеличивается от 100 до 160 об/мин.
Пятница. Разминка, кроссовый бег — 1 час 30 мин. Упражнения с партнером. Педалирование на велостанке — 50—60 мин с ускорениями по 15—20 с (через каждые 5 мин работы скорость педалирования увеличивалась до 140—150 об/мин).
Воскресенье. Кроссовый бег — 2,5— 3 часа. Общеразвивающие, прыжковые упражнения, упражнения на растягивание мышц. Парная баня.
При таком плане тренировки недельный объем работы на утяжеленных велостанках составлял примерно 4—4,5 часа, а в месяц— 18— 20 часов, из них интенсивной тренировки — 4—5 часов. Такие соотношения специальных и общефизических упражнений значительно увеличивают работоспособность спортсменов и в зависимости от частных задач способствуют сохранению или ускоренному приобретению спортивной формы.
Все это в итоге позволило коллективу физической культуры Белорусского политехнического института подготовить 3 мастеров спорта международного класса (В. Урбанович, В. Назаренко, Л. Дежиц), 32 мастеров спорта, 132 кандидатов в мастера спорта и спортсменов I разряда. За этот период спортсмены нашего института завоевали на первенствах СССР 3 первых, 3 вторых и 4 третьих места, а на чемпионатах БССР—40 первых, 20 вторых и 12 третьих мест.
Многие наши спортсмены были включены в сборные команды страны, республики, ЦС ДСО.
                                                       А. В. Плащинский, заслуженный тренер БССР,. Минск