Аппетит приходит во время езды!

А. И. Васильженко, инструктор и член бюро велосекции Московского клуба туристов

— Александр Иванович, почему вы отдаете предпочтение велотуризму?

— Прежде всего из-за многолетней привязанности к велосипеду как средству передвижения. В молодости он привлекал меня своей скоростью, ну а сейчас, когда мне уже за шестьдесят,— тем, что езда на нем, даже неторопливая, дает возможность покрывать большие расстояния. В час я, например, проезжаю не более 15 километров, но за день—от ста до двухсот. Это непосредственно на велосипеде. А ведь еще приходится ходить и пешком. Обычно считают, что недостаток велотуризма — его вынужденная привязанность к асфальтовому покрытию дороги. Шоссе задает направление, и не всегда можно свернуть к понравившейся тебе рощице, не всегда оставишь на время у обочины дороги свою машину.

Лично я никогда не испытывал затруднений подобного рода. Путешествуя на велосипеде, лучше всего убеждаешься, что мир действительно не без добрых людей. В любом городе или деревне, где мне случалось останавливаться, всегда находились люди, которые охотно соглашались взять велосипед на временное попечение, тем самым дав мне возможность уже пешком пройти к заинтересовавшим меня местам. И ночлег всегда предложат, и в аварии помогут.

В длительное путешествие лучше всего отправляться налегке, захватив не более 10 килограммов груза (хотя, собираясь на воскресную прогулку за город, многие предпочитают прикреплять к багажнику не только палатку, но и котел для варки пищи).

Когда крутить педали приходится неделями, каждый лишний килограмм, взятый в дорогу, дает о себе знать. Поэтому отказываешься подчас от самых, казалось бы, необходимых вещей. Я, например, долгое время возил с собой резиновый комбинезон — на случай, если пойдет дождь. Но потом отказался от него — помощник он сомнительный: от дождя-то укрывает, да ехать в нем жарко!
В общем, снаряжаться велотуристу следует полегче, побольше рассчитывать на помощь человеческую, учиться общению с людьми. В этом, если хотите, самое лучшее, что заложено в туризме.

— Сколько же километров может проехать велотурист за время своего отпуска?

— Я, например, проезжаю до шести тысяч. Но это — за два месяца. В прошлом году меня пригласили в Польшу, на 17-й слет велотуристов Республики. Так вот, расстояние от Москвы до Варшавы —1300 километров — я проехал за девять дней. И это несмотря на то, что минувшее лето было неудачным — погода стояла холодная, дождливая...

— А велотуристы — самые незащищенные от ее капризов люди?

— В какой-то степени да! От дождей портится дорога, при сильном ветре трудно бывает удерживать равновесие, да к тому же, если холодно, надо менять экипировку, одеваться потеплее, в то время как одежда велосипедиста должна быть легкой: шорты или гольфы, ковбойка, спортивные туфли, шапочка с широким козырьком.

Я всегда стараюсь предусмотреть перемену погоды, слежу за ней внимательно. К раме моего велосипеда прикреплен термометр, к рулю — флажок, показывающий направление ветра. С помощью этих нехитрых метеорологических приборов, сопоставляя их показания с прогнозом погоды и используя личный опыт, я в большинстве случаев довольно уверенно могу «предсказать», каким будет день завтра, послезавтра.

— Александр Иванович, а не рискнете ли вы сделать какие-то прогнозы относительно будущего велотуризма?

— По сравнению с другими видами туризма велотуризм еще молод. Плавать на лодке, скажем, человек научился куда раньше, чем изобрел колесо. Если вы помните, первым в мире человеком, оседлавшим велосипед, был русский крепостной, мастер-самоучка Артамонов. Он же стал и первым путешественником на этом транспорте, проделав путь от Урала до Москвы и обратно — пять тысяч километров)
Сейчас, спустя 170 лет, с велосипедом в нашей стране дружны миллионы людей. Правда, не все отваживаются отправляться на нем в дальнюю дорогу. И напрасно. Для начала такая поездка, как, скажем, кольцевой маршрут по дорогам Прибалтики, думаю, не покажется утомительной. Потом — конечно, не без тренировок — можно отправиться по Воронежской области или по Украине, или даже в Закарпатье, Крым, на Кавказ. Чем больше ездишь, тем дальше тянет. Так сказать, аппетит приходит во время езды. Я надеюсь, что в недалеком будущем наряду с другими всесоюзными маршрутами Центрального совета по туризму — пешими, водными, горными — появятся и маршруты велосипедные.