Маршрут № 11. Луговые и Морозовские озера

Ст. Сосново — Борисово (16) — Ягодное (4) — Мичуринское (13) — Борисово (8) — Петровское (7) — Кривко (13) — ст. Сосново (5).

Протяженность — 66 км. Сезонность — июнь — август.

К северу от пос. Мичуринское, среди большого лесного массива, за мощной песчаной грядой, на десятки километров протянувшейся с запада на восток, разбросано множество озер ледникового происхождения (система Морозовских озер). Знакомство с ними облегчают дорожки и тропинки, соединяющие берега озер. Но для этого требуется не один день. Предлагаемый маршрут имеет более скромную цель дать общее представление о природе и рельефе местности.

Маршрут начинается от ст. Сосново Приозерской ветки Октябрьской железной дороги (71 км от Санкт-Петербурга).

От вокзала по асфальтированному шоссе двигаться в южном направлении (0,5 км) до пересечения с шоссе, идущим от центра поселка. Повернуть направо и, проехав под насыпью железной дороги, достичь следующей развилки (еще 2 км). Здесь, у поста ГАИ, маршрут выходит на Приозерское шоссе (58-й км магистрали А129)—повернуть направо. Движение автотранспорта на шоссе очень интенсивное.

Через 4 км, перед тем как Приозерское шоссе пройдет под путепроводом (62-й км), повернуть налево по направлению указателя «Мичуринское 25». Вскоре показываются многоэтажные дома совхозного поселка Раздолье. На его северо-западной окраине асфальтированное шоссе пересекает реку Волчью (30-й км), образовавшую слева от моста озеро-разлив Волынское.

От моста проехать еще примерно 3 км и в месте, где телеграфные столбы пересекают шоссе (33-й км), повернуть налево на песчаную наезженную дорогу, которая через 200 м приводит на поляны живописного полуострова, образованного одним из Луговых озер, разбросанных среди покрытой сосновым лесом холмистой местности. Здесь легко найти удобные места для отдыха и полевого ночлега, проехав по дорожкам полуострова.

Продолжить движение на Мичуринское. Рельеф плоскоравнинный, с двух сторон к дороге подступает сосновый лес. Поворачивая налево, дорога выходит на берег Борисовского озера и, огибая его с севера, вступает в пос. Борисово (38-й км).

В начале пос. Борисово, когда шоссе незаметно пересекает вытекающий из озера ручей Горюнец, непосредственно перед огражденным перилами мостиком повернуть направо на песчаную дорогу вдоль домов поселка, идущую в восточном направлении. Продвинувшись 100— 150 м, за последним домом свернуть налево, на менее торную, уходящую в лес к просеке с линией электропередачи (рядом трансформаторная будка) лесную дорожку. Правильность выбранного направления вскоре подтвердит еще один мостик через ручей — через 400 м от развилки.

Забирая вправо, дорога по краю обширного поля подходит к отдельно стоящему дому и от него проселком — уходит в лес. Рельеф становится пересеченным — дорога взбирается на песчаную камовую гряду, поросшую сосновым лесом. Вскоре дорога упирается в Т-образный перекресток с накатанной грунтовой дорогой — повернуть направо, на спуск (идти на тормозах! В середине гати на спуске — разрыв, ступенька). В конце спуска (50 м, 15%) у самой дороги — песчаный пляж восточной оконечности зажатого холмами Берестового озера. Здесь удобно сделать привал.

Возобновляя движение по маршруту, подняться по дороге на крутой противоположный склон впадины. Менее чем через 0,5 км слабопересеченной местности дорога приводит к мукомольне (слева), а чуть дальше — на асфальтовую дорожку (справа видны ворота и водонапорная башня, слева — сарай). Повернуть налево и, следуя вдоль домов пос. Ягодное, проехать 1 км до шоссе Климово — Лосево. Здесь, у автобусной остановки напротив клуба, повернуть налево и продолжить движение по асфальтированному шоссе в западном направлении (на Климово). Шоссе реконструируется — идет спрямление отдельных участков, увеличивается ширина полотна дороги.

Через 3 км (7-й км) от шоссе уходит в лес грунтовая дорога. Повернуть налево, по указателю «Борисово 6», а следующую развилку грунтовых дорог через 0,3 км проехать прямо. Окружающий лес богат грибами и ягодами.

Взбегая с одного холма на другой, плотная песчаная дорога через 3 км от последней развилки приводит к полуразрушенному мосту. В кустах слева видна каменная арка старого моста. Пересекающая дорогу речка соединяет озера Плотичное и Верхнее Посадское. Последнее озеро недалеко от дороги (на подъезде к мосту повернуть налево, к сосновой рощице, и проехать полем к лесу еще 0,3 км). Озеро зарастающее, берег низкий.

Сразу от речки дорога круто поднимается на первый уступ камовой гряды и, минуя Приметное озеро (через 2 км, видно между деревьев справа), взбирается на вторую ступень. Чувствуется приближение большого поселка. За пионерским лагерем «Мечта» дорога выходит на асфальт шоссе Мичуринское — Сосново (46 км) недалеко от знака начала населенного пункта Мичуринское.

Если есть необходимость пообедать в столовой, по выходе на шоссе следует повернуть направо, а на развилке асфальтированных дорог у продовольственного магазина выполнить еще один правый поворот. Примерно через 1 км движения по Мичуринскому дорога приводит к торговому центру. Мичуринское — административный центр озерного края. Здесь находится крупнейшее в области сельскохозяйственное ПТУ с большим опытным хозяйством и фруктовым садом.

От восточной границы пос. Мичуринское продолжить движение в сторону Соснова. Дорога вначале спускается по краю обширного поля, затем поднимается на террасу восточного берега Мичуринского озера и вновь ниспадает к Борисовскому озеру.

Проехав почти весь пос. Борисово, за мостом через ручей Горюнец (см. выше) свернуть на уже знакомую песчаную дорогу. На этот раз, однако, продолжить движение прямо по основной грунтовой дороге в восточном направлении. Пересекая обширное поле, она вскоре углубляется в лес. Покрытие плотное, без грязи (дорога не эксплуатируется автомашинами).

Через 3 км от Борисова дорога выводит на левый берег реки Волчьей. В стремнине у полуразрушенного моста часто устраивают соревнования водные туристы. Спустившись вниз по течению реки (тропа 0,5 км), среди соснового бора легко найти оборудованную стоянку для отдыха и ночлега — здесь часто устраиваются туристские слеты. Несколько труднее найти сушняк для костра. Поднимитесь на проходящую поблизости уникальную гряду — наследие ледника. С ее узкого гребня открывается красивый вид на расстилающиеся внизу лесные массивы.

Перебравшись на правый берег Волчьей, песчаная дорога краем поля (лесопосадки) набирает высоту и, живописно петляя, цепью подъемов и спусков выходит к ст. Петяярви (3 км от реки). Пройдя под насыпью и соединившись с асфальтированной дорогой от станции (повернуть направо), она переходит в центральную улицу пос. Петровское и на его окраине упирается в Приозерское шоссе.

Если двигаться по Приозерскому шоссе (повернуть направо на подъем), то путь до ст. Сосново составит около 12 км. Лучше все же проехать менее напряженной и более живописной дорогой через пос. Кривко. Для этого Приозерское шоссе пересечь прямо (будьте внимательны! Машины на спуске со стороны Санкт-Петербурга идут на повышенной скорости). Далее дорога (асфальт) по слабопересеченной местности через 11 км приводит к центру благоустроенного пос. Кривко. На выезде из поселка на разветвлении дорог (асфальт) повернуть налево, а следующую развилку, обогнув Раздольное озеро, проехать прямо.

Заканчивается маршрут на ст. Сосново.