Маршрут № 12. По Дороге жизни

Санкт-Петербург — Всеволожск (10) — Корнево (6) — Борисова Грива (18) — Кокорево (8) — Осиновец (7) — пос. имени Морозова (22).

Протяженность — 71 км. Сезонность — май — сентябрь.

В период жесточайшей 900-дневной блокады Ленинграда ледовая трасса по Ладоге, которую ленинградцы назвали Дорогой жизни, обеспечивала непрерывную связь Ленинграда с Большой землей. С 22 ноября 1941 года по 24 апреля 1942 года по ней было доставлено в Ленинград более 361 тысячи тонн различных грузов, в основном продовольствия. Одновременно было эвакуировано из города более 550 тысяч ленинградцев и 35 тысяч раненых.

Маршрут знакомит с западной частью Дороги жизни.

Начинается маршрут от ст. Ржевка Всеволожской ветки железной дороги. Возвратившись от станции немного назад (по ходу поезда), выйти на Ржевскую площадь и, повернув направо, на Рябовское шоссе, начать движение в направлении на Всеволожск.

Рельеф по маршруту равнинный (Приневская низменность), хотя на отдельных участках Румболовско-Кяселевской (Всеволожск — Корнево) и Ириновской (окрестности Ириновки) возвышенностей отдельные перепады высот достигают 10—40 м. Растительность кустарниковая, местами заболоченная. Много сельскохозяйственных угодий.

Вдоль всей трассы (Ржевка — Ладожское озеро) установлены мемориальные километровые столбы-обелиски. Отсчет расстояний — от ст. Ржевка.

3-й км Дороги жизни. Слева по движению — «Цветок жизни» (арх. Л. Д. Левенков, П. И. Мельников) — памятник детям блокадного Ленинграда. Рядом второй памятник — «Дневник Тани Савичевой» (арх. А. Д. Левенков, Г. Г. Фетисов). На широком кургане развернуты 8 бетонных плит-страниц из блокадного дневника ленинградской школьницы.

5-й км. Музей-усадьба Приютино. Здесь продолжаются реставрационные работы усадьбы, ранее принадлежавшей известному археологу, историку, директору Публичной библиотеки и президенту Академии художеств
А. Н. Оленину. Усадьбу называли «приютом русских поэтов». Здесь бывали А. С. Пушкин, И. А. Крылов, А. С. Грибоедов, Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, Адам Мицкевич и др.

10-й км. Дорога жизни пересекает Октябрьский проспект города Всеволожска и поднимается в гору. У подножия горы, слева,— мемориальный ансамбль «Румбо-ловская гора» (арх. П. Ф. Козлов, В. Н. Полухин), а на вершине горы — мемориальное кладбище, где похоронены военные летчики Герой Советского Союза И. М. Шишкань и В. П. Рысенко.

Следующие 8 км пути — самые пересеченные на маршруте. Наиболее затяжные, но достаточно пологие (крутизна 5—7%) подъемы — Румболова гора (11-й км), деревни Романовка (14-й км), Корнево (17-й км). Отсюда хорошо просматриваются окружающие безлесные ландшафты.

16-й км. На подъеме к деревне Корнево справа от дороги —14-метровый памятник «Катюша» (арх. Л. В. Чулкевич, П. И. Мельников, А. Д. Левенков). В годы войны здесь стояла зенитная батарея, охранявшая небо над трассой жизни. Памятник символически отражает идею отпора врагу.

В небольшом сквере напротив памятника удобно сделать небольшую остановку для кратковременного отдыха.

При выезде из деревни Корнево, в конце спуска, дорога пересекает Черную речку и далее идет по равнинной местности среди смешанного леса. Позади остаются поселки Проба (23-й км), Ириновка (30-й км), Борисова Грива (34-й км). На выходе из Борисовой Гривы дорога углубляется в лес, на живописных полянках которого приятно отдохнуть. За пос. Ваганово (37-й км) автодорога огибает большое поле и наконец упирается в берег Ладожского озера (41-й км).

С 1966 года в этом месте установлен памятник «Разорванное кольцо» (арх. В. Г. Филиппов, скульпт. X. М. Симун, В. Т. Дугонец, инж. И. А. Рыбин, худ. В. Н. Яковлев) — именно здесь оставалось несомкнутым кольцо блокады вокруг Ленинграда. Рядом находятся памятная стела и два железобетонных шара, имитирующих прожекторы. Через всю бетонную плиту к воде тянется след протекторов автомобильных шин. Недалеко от основной части ансамбля установлено зенитное орудие.

От памятника «Разорванное кольцо» продолжить движение в южном направлении, по деревне Кокорево. Через 2,5 км в деревянном доме справа от дороги — школьный музей «Дорога жизни». Созданный ребятами Смольнинского района Санкт-Петербурга, этот самодеятельный музей живо воскрешает в памяти события военных лет.

Возвратиться на основное шоссе и двигаться дальше по берегу Ладоги. Песчаные пляжи с кустарниковой растительностью, протянувшиеся вдоль кромки воды, удобны для разбивки лагеря и отдыха. Вскоре на изгибе дороги показывается Осиновецкий маяк (44-й км), а немного дальше, прямо у дороги,— небольшое одноэтажное здание основного музея Дороги жизни, филиала Центрального военно-морского музея. Именно здесь, у маяка Осиновец, были построены первые причалы для перевозки грузов с Большой земли. Экспонаты музея (работает с 11 до 19 часов, выходной — понедельник) рассказывают о беспримерном мужестве, невиданной стойкости и героизме защитников города на Неве. На площадке у музея установлены транспортный самолет ЛИ-2, автомашина ГАЗ-АА, катер ладожской военной флотилии МО-4 и другие экспонаты.

Сократить маршрут (на 22 км) можно завершением похода на ст. Ладожское Озеро (0,5 км от музея).

Для продолжения маршрута следует возвратиться по шоссе в Ваганово и на Т-образном перекрестке асфальтированных дорог (38-й км) повернуть налево. Среди молодого лиственного леса по слегка заболоченной равнине дорога через 18 км приводит к поселку, носящему имя народовольца, узника Шлиссельбургской крепости Н. А. Морозова.

В феврале 1943 года, после осуществления операции «Искра» по прорыву блокады Ленинграда, помимо ледовой Дороги жизни здесь начала действовать и железнодорожная трасса через Неву. На ее месте установлены два памятника комплекса «Зеленый пояс Славы»: «Переправа» (арх. Л. М. Дрекслер, инж. Е. Н. Луцко) близ пос. им. Морозова и «Стальной путь» (арх. М. Н. Майзель, И. Г. Явейн, скульпт. Г. Д. Гликман) у ст. Петрокрепость.

Маршрут заканчивается на ст. Петрокрепость.