Маршрут № 14. По местам боев

Санкт-Петербург — Усть-Ижора (25) — Колпино (6) — Ям-Ижора (8) — Пушкин (14) — Пулково (11) — Красное Село (24) — Санкт-Петербург (22).

Протяженность — 110 км. Сезонность — май — октябрь.

Маршрут начинается от места сбора у площади Победы (см. маршрут № 13).

Далее двигаться по проспекту Славы до Невы (10 км), затем по ее левому берегу (пр. Обуховской Обороны, Рыбацкий пр., Советский пр.) еще 15 км до пос. Усть-Ижора. В этой части маршрут проходит по улицам города с интенсивным движением автотранспорта. Проезжая по Рыбацкому проспекту, следует остановиться для осмотра старинного обелиска XVIII века (арх. А. Ринальди), поставленного в честь рыбаков слободы Рыбацкой, добровольцами ушедших на войну со Швецией 1788—1790 годов. В конце Рыбацкого проспекта, перед мостом через реку Славянку, рядом с кольцом трамваев (№ 27, 48) и автобусов (справа от шоссе по ходу) — «Пулеметное гнездо», памятник, посвященный Великой Отечественной войне.

Поселение Усть-Ижора известно с давних времен. В этом месте в 1240 году новгородская дружина Александра Невского разгромила шведских захватчиков. На месте сражения на правом берегу Ижоры (вблизи шоссе) установлен обелиск. В XIV веке, по обычаю тех времен, благодарные потомки на месте боевых действий в устье Ижоры (на ее левом берегу) поставили деревянную церковь и назвали ее в честь Александра Невского. С годами церковь обветшала, и в XVIII веке ее заменили каменной. В годы Великой Отечественной войны ценный памятник архитектуры оказался на переднем крае обороны и сильно пострадал. Сейчас церковь начали восстанавливать, она станет центром небольшого мемориала, посвященного борьбе России за независимость, славе русского оружия, советским военачальникам — кавалерам ордена Александра Невского.

Продолжить движение на Кировск. Непрерывная вереница домов, переходящих друг в друга поселков Усть-Ижора, Понтонный, Саперный сопровождают до развилки на Колпино (29-й км) — повернуть направо по указателю направлений. Отсюда до центра города Колпина около 6 км. Старейшее предприятие Колпина — Ижорский завод. Основанный в 1719 году, завод в последнее время значительно расширен и заново перестроен и является теперь крупнейшим ленинградским предприятием.

Проехав железнодорожный переезд, двигаться среди новостроек Колпина в южном направлении, на Ям-Ижору. Здесь, на южной окраине города, в годы Великой Отечественной войны проходила линия обороны Ленинграда. Об этом напоминает памятник «Ижорский таран» (арх. Ю. В. Комаров).

На околице пос. Ям-Ижора дорога выходит на Московское шоссе. Поселение Ям-Ижора возникло в 1712 году как конно-почтовая станция (ям) на тракте Петербург— Москва. У моста через Ижору в 1944 году был установлен один из самых первых мемориальных комплексов, посвященных Великой Отечественной войне («Штурм» — арх. Я- М. Зеленый), вошедший позднее в пояс Славы.

Двигаясь по Московскому шоссе (к Санкт-Петербургу, 8 км) до реки Славянки (пос. Московская Славянка), проехать прямо развилку на Колпино (примыкание справа), а на следующей развилке (за мостом) повернуть налево, на Пушкин (подробнее о городе см. маршрут № 13).

По выезде из Пушкина на окраине пос. Большое Кузьмино, в месте пересечения Ленинградского шоссе с речкой Кузьминкой,— еще один мемориальный комплекс защитникам нашего города. На этом рубеже враг был остановлен трижды: в 1917 году при наступлении на Петроград конного корпуса генерала Краснова; в 1919 году — белой армии Юденича; в сентябре 1941 года — группы немецких армий «Север».

У пос. Пулково Ленинградское шоссе сливается с Пулковским, с очень интенсивным движением автотранспорта. Левый поворот на велосипеде опасен, поэтому пересечение лучше преодолеть пешком. В самом начале подъема на Пулковскую гору, справа от шоссе, можно увидеть одно из лучших сооружений декоративно-парковой архитектуры начала XIX века — грот-фонтан архитектора А. Н. Воронихина. Вход в грот оформлен двумя дорическими колоннами, у основания которых возлежат каменные львы. В глубине грота помещена каменная маска морского божества.

Почти на самой вершине Пулковского холма, немного дальше входа-пропилеев в Главную астрономическую обсерваторию АН СССР, слева по движению, находится мемориальный комплекс «Пулковский рубеж» (арх.

Я. Н. Лукин, скульпт. Л. Л. Михайленок, худ. А. П. Ольхович), созданный в память о защитниках Ленинграда: захватить Пулковские высоты — ключ к Ленинграду— врагу не удалось ни разу. 15 января 1944 года с Пулковских высот войска 42-й армии нанесли главный удар по фашистам, освободив Ленинград от блокады.

Поднявшись по Киевскому шоссе (8 км от Пулкова) до развилки асфальтированных дорог (25-й км), повернуть направо по указателю «Красное Село 12». Еще через 9 км съехать с основного шоссе на асфальтированную дорожку (направо). Через 2,5 км по склону холма она приводит к мемориальному комплексу, посвященному подвигу Александра Типанова. Здесь 17 января 1944 года он грудью закрыл амбразуру вражеского дота (к доту ведет пешеходная тропинка).

Возвратившись на шоссе, продолжить движение в город Красное Село. В начале XVIII века здесь находилась усадьба жены Петра I Екатерины. Место это действительно «красное» (то есть красивое): с вершины холма открывается великолепный вид на луговую долину. До наших дней сохранился здесь старинный парк. В сквере на развилке Гатчинского и Таллиннского шоссе установлен памятник А. Ф. Можайскому, построившему и испытавшему здесь первый в мире самолет. В настоящее время Красное Село является районом (Красносельским) Санкт-Петербурга.

К площади Победы в Санкт-Петербурге удобнее всего двигаться вначале по Таллиннскому шоссе до ст. Лигово (12 км), а затем, повернув направо, по проспекту Народного Ополчения (еще 10 км).