Маршрут № 24, по югу Ленинградской области

Санкт-Петербург — Гатчина (44) — Волосово (40) — Сырковицы (30) — Большой Сабек (32) — Красные Горы (57) — Луга (39) — Оредеж (32) — р. Равань (48) — Любань (47) —Шапки (31) —Кировск (38) — Колтуши (36) — Всеволожск (12) — Санкт-Петербург (12).

Протяженность — 498 км. (из них 358 км пути — с асфальтовым покрытием. Количество ходовых дней —8—9. Категория сложности — II. Сезонность — июнь—август.

Сокращенные варианты маршрута: до ст. Луга (242 км, 4—5 дней) — многодневный некатегорийный; до ст. Любань (369 км, 6—7 дней) — I к. с.

Маршрут начинается от Санкт-Петербурга (центр). Выход из города по Пулковскому шоссе. О начальном участке Санкт-Петербург—Пулково см. маршруты № 13,14. Далее следуют поселки Дони, Зайцево, Верево. Кроме затяжного подъема в Пулковскую гору профиль шоссе до Гатчины равнинный, местность открытая, по сторонам дороги лесозащитные полосы.

На выезде из Гатчины по Киевскому шоссе, через 0,5 км после железнодорожного переезда, повернуть направо по указателю «Волосово 39». После домов поселка Малые Колпаны шоссе (асфальт) сближается с железной дорогой Санкт-Петербург—Таллинн и сопровождает ее до самого Волосова. Для ночлега группы на этом участке можно избрать широкую просеку у линии электропередачи (12 км от развилки под Гатчиной) на окраине деревни Большие Борницы, в 100 м от полотна железной дороги справа по движению по маршруту. Воду для питья брать в колодце у одного из домов деревни.

На подъезде к Елизаветино четко выделяется зеленый шатер парка бывшей усадьбы Дылицы. Грунтовая дорога, ответвляющаяся у первых домов поселка от основного шоссе налево, сначала спускается к ручью, а затем по дачному проулку поднимается на его противоположный берег. Следующий поворот налево приводит к одноэтажному на высоком цоколе Охотничьему дворцу. Немного дальше — здание бывшей Владимирской церкви, построенной в 1762—1766 годах. Вокруг церкви раскинулся живописный парк (22 га) с прудом. В парк выходит и четырехколонный центральный фасад Охотничьего дворца.

С середины XIX века усадьба принадлежала князьям Трубецким. Елизаветинский ансамбль сильно пострадал в годы гражданской и Великой Отечественной войн. Дворец и церковь предполагается реставрировать. Ныне в усадебных постройках размещаются школа и станция механизации сельского хозяйства. На станции возможен дорожный ремонт велосипедной техники.

Пос. Волосово (17 км от Елизаветина) — районный центр области. О поселке и окрестностях см. маршрут № 19.

Продолжив от Волосова движение по шоссе Гатчина— Кингисепп, за пос. Ямки, уже в черте пос. Большая Вруда (17 км от Волосова), повернуть налево по указателю «Лотошицы 3». В деревне новое асфальтированное шоссе поворачивает на Сырковицы (12 км от Лотошиц). Там, где кончается поле и начинается молодой широколиственный лес, дорогу пересекает река Вруда. При необходимости здесь можно разбить бивак.

Достаточно живописен на берегу реки Вруда участок пути между деревнями Извоз, Волна, Слепино (до деревни Извоз от Сырковиц 19 км). Есть открытые поляны для установки лагеря. Характер местности холмистый.

Большой Сабек на правом берегу Луги памятен ожесточенными боями с немецкими захватчиками. Гранитный обелиск в центре поселка напоминает о подвиге курсантов и офицеров ленинградских военных училищ летом 1941 года.

На окраине Большого Сабека шоссе по автодорожному мосту переходит на левый берег широкой Луги. На берегу реки есть удобные места для стоянок. Далее дорога лесом вначале идет левым берегом Сабы, затем удаляется от реки к деревне Липа (8 км от Большого Сабека) и вновь сближается с ней под Осьмином (о поселке см. в маршруте № 23). Подъемы и спуски средней крутизны (до 7—8%).

За домами поселка Осьмино, после крутого спуска к Сабе, вытекающей из Красногорского озера, шоссе петляет по слабопересеченной живописной местности. Лес преимущественно лиственный, деревни в стороне (1—2 км) от дороги.

Красногорское озеро лежит в глубокой котловине и хорошо просматривается с дороги, с крутого западного берега. Обнажения склонов имеют красный цвет среднедевонских песчаников. Удобные полянки для стоянок на берегу озера можно найти между деревнями Саба и Туровка.

26 мая 1919 года на берегу Красногорского озера героически сражался и погиб комиссар Н. Г. Толмачев. Берега озера также стали местом ожесточенных боев в годы Великой Отечественной войны. Вместе с русскими, плечом к плечу, сражались здесь испанцы. Как напоминание об этом событии высится над озером памятник бойцам партизанского интернационального отряда.

От озера далее по маршруту к обочине шоссе вплотную подступает сосновый лес (походное меню можно разнообразить грибами и ягодами). Рельеф слабохолмистый до окраин Толмачева, где дорога претерпевает несколько крутых подъемов и спусков. Группе, желающей заночевать в сосновом лесу на берегу тихой Луги, следует свернуть по указателю «Бежаны» на грунтовую дорогу и лесом проехать еще 3 км.

За железнодорожным переездом (2,5 км) шоссе Осьмино—Толмачево сливается с Киевским. Местность пересеченная — 8%-ные подъемы и спуски следуют один за другим. Перед въездом в город Лугу, на высоком холме, справа от дороги, установлен монумент «Лужский рубеж» в память первых защитников Ленинграда, летом 1941 года вставших на пути фашистских оккупантов.

О городе Луге и пути следования до Ям-Тесово см. маршрут № 21.

В поселке Бережок (4 км от Ям-Тесово) дорога поворачивает на север, преодолевает левый приток реки Оредежа и взбирается на крутой берег к полуразрушившейся церкви у развилки дорог на Чолово и Волкино.

Основное шоссе (асфальт) устремляется к Волкину по маршруту. Вскоре (через 9 км) на окраине деревни (57-й км от Луги) асфальт кончается. Укрепленная песком грунтовая дорога тянется дальше по равнинной местности среди молодых осинников и березняков.

За переездом через полотно железнодорожной магистрали Санкт-Петербург—Новгород (11 км от поселка Березницы) дорога заходит в Новгородскую область. Грязный в дождливую погоду проселок идет заболоченным лесом. Частично пешком, ведя велосипеды в руках, преодолеваются 71—75-й (по километровым знакам) километры дороги. В месте пересечения с небольшой речкой (верховье реки Равань) лес расступается. Если группе требуется остановиться на ночлег, лучше сделать это здесь — дальше, до поселка Апраксин Бор (25 км), приемлемых мест для отдыха нет.

Еще раз пересечь Равань (развилку на Вдицко проехать прямо) придется через 7 км, на границе с Ленинградской областью. Река здесь шире, берега сильно заболочены. Состояние дороги улучшается. В районе Апраксина Бора появляется красивый сосновый лес, но исчезают речки и ручьи с питьевой водой. На подходе к поселку Коркино (5 км до Любани) и до конца маршрута основным покрытием дороги опять становится асфальт.

Любань — старинный русский поселок, возникший в XVI веке. А. Н. Радищев посвятил Любани одну из глав книги «Путешествие из Петербурга в Москву». Сегодня это город, крупная железнодорожная станция. В привокзальном сквере установлен бюст П. П. Мельникову— автору проекта и одному из руководителей строительства железной дороги Петербург—Москва.

В Любани, проехав 2 км по Московскому шоссе (в сторону Санкт-Петербурга), повернуть направо, на Шапки. Слабохолмистая местность, по сторонам шоссе (асфальт) поля перемежаются небольшими рощами. Хорошее место для отдыха — на Белом озере (22 км от Любани): на окраине деревни Костуя повернуть направо на 1нирокую грунтовую дорогу и лесом проехать еще 0,5 км.

Далее по маршруту на участке Костуя—Шапки—Сологубовка рельеф пересеченный, подъемы и спуски крутизной 5—8%, местность приятная глазу. Если нет необходимости в посещении поселка Мга, на окраине Пухолова, на развилке шоссейных автодорог, повернуть направо, на Кировск, до которого еще 20 км.

О заключительной части пути см. маршрут № 18.

Столовые и продовольственные магазины на маршруте имеются в населенных пунктах: Гатчина, Волосово, Осьмино, Толмачево, Луга, Оредеж, Ям-Тесово, Любань, Сологубовка, Кировск, Колтуши, Всеволожск.