Маршрут № 25. Восточное кольцо

Санкт-Петербург — Волхов (120) — Потанино (65) — Лодейное Поле (71) — Алеховщина (45) — Корбеничи (45) — Пашозеро (30) — Тихвин (95) — Будогощь (86) — Чудово (79)—Санкт-Петербург (120).

Протяженность — 756 км (из них 568 км пути — с асфальтовым покрытием). Количество ходовых дней — 11—12. Категория сложности — III. Сезонность — июнь — август.

Сокращенные варианты маршрута: до ст. Тихвин (471 км, 8 дней) — II категория сложности.

Маршрут начинается от Санкт-Петербурга (центр). Выход из города — по Народной улице (Невский район, бывш. Веселый поселок) на Мурманское шоссе (автомагистраль М18). Местность равнинная, покрытие дороги асфальтовое, движение автотранспорта интенсивное. Лес заболоченный.

При необходимости ночлега или длительного отдыха в начале пути можно остановиться на правом берегу
Невы перед Ладожским мостом: проехав над железнодорожной магистралью, спуститься по пандусу (справа по движению) предмостной насыпи и по грунтовой дороге доехать (200—300 м) до карьера. В карьер не спускаться, а взять левее и пройти по его краю 50 м. Среди молодого сосняка есть площадки, до реки отсюда 150 м. На прибрежной террасе еще сохранились окопы—свидетели ожесточенных боев защитников Ленинграда в 1941—1943 годах.

За Ладожским мостом до самого Волхова характер местности меняется мало — слабохолмистая Приладожская низменность, подъемы и спуски пологие, крутизной менее 5%. Лесные массивы чередуются с лугами и пашнями. Довольно часты населенные пункты, но в стороне от дороги.

78-й км Мурманского шоссе — поворот на Жихарево. Недалеко отсюда находится глубоко врезанный каньон реки Лавы — природный заповедник. Почти вертикальные берега из горных пород палеозойской эры достигают в высоту 20—25 м. Для осмотра каньона у развилки с шоссе повернуть направо, подняться по асфальтированной дороге в гору (1 км) и проехать по плато еще 300—400 м. Дорога почти вплотную подходит к уступу долины реки, по которой можно совершить небольшую экскурсию (без велосипедов). На террасе есть площадки для установки лагеря.

У поселка Кисельня (103-й км) — поворот на Волхов, до которого еще 17 км. Город Волхов — районный центр области. Сильно разрушенный в годы Великой Отечественной войны, он полностью восстановлен и стал одним из промышленных центров области. О прошедшей войне напоминает паровоз, установленный в торце здания железнодорожного вокзала ст. Волховстрой-1: 6 февраля 1943 года этот паровоз привез в Ленинград первый после прорыва блокады эшелон с продовольствием.

Выйдя на Октябрьскую набережную города, повернуть направо. Через 4 км Киришское шоссе приводит к плотине Волховской ГЭС им. В. И. Ленина — первенцу плана ГОЭЛРО. Вступившая в строй в 1926 году Волховская ГЭС была самой крупной в стране. Даже сейчас она не утратила своего значения, ее мощность превышает довоенную.

Возвратившись к автодорожному мосту через Волхов, продолжить движение по набережной вниз по реке. Через 8 км — поселок Старая Ладога и внушительная стена Ладожской крепости. Поселение Ладога в XII веке становится важным торговым центром и укрепленным пунктом Новгородской Руси. В это время здесь, на мысу при впадении Ладожки в Волхов, была построена каменная крепость — развалины ее сохранились до наших дней. Из многочисленных построек, находившихся внутри крепости, до нас дошли лишь две: каменная церковь Георгия с замечательными фресками XII века и деревянная церковь Дмитрия Солунского (XVII век). Типичным образцом древнерусского культового зодчества в Старой Ладоге является и Успенский собор бывшего Успенского монастыря (на его территории сейчас находится школа-интернат). По сравнению с Георгиевским Успенский собор более монументален. Вокруг него остались в сохранности несколько различного назначения монастырских строений XVIII—XIX веков, а также ограда с башнями.

В настоящее время Ладожская крепость превращена в музей-филиал областного краеведческого музея. На двух этажах восстановленной Воротной башни размещена экспозиция, знакомящая с историей крепости и прилегающих к ней земель. В церкви Дмитрия Солунского размещена этнографическая экспозиция.

Через 9 км слегка холмистого рельефа шоссе выходит к Мурманской автомагистрали (кафе «Ладога») — проехать прямо. Через 4 км от развилки — город Новая Ладога в устье реки Волхова.

Основанный Петром I в 1703 году город вытянулся вдоль реки. Его территорию пересекают Староладожский и Пролетарский каналы. На набережной Пролетарского канала сохранилось здание, служившее в XVIII веке казармой Суздальского полка, которым командовал А. В. Суворов. Дошла до наших дней и деревянная церковь (1768 г.), построенная руками солдат. Между площадью и набережной города еще и сейчас используется по своему назначению здание Гостиного двора —образец гражданской архитектуры XIX века.