Маршрут № 26. Деревянное зодчество Севера

Волхов — Воскресенское (78) — Тихвин (52) — Пикалево (40) — Ефимовский (33) — Васьково (47) — Сидорово (62) — Корвала (33) — Лукино (25) — Корбеничи (38) — Алеховщина (45) — Винницы (75) — Гоморовичи (45) — Подпорожье (35) — Токари (47) — Гоморовичи (40) — Ошта (59) — Вознесенье (23) — Шелтозеро (54) — Петрозаводск (84).

Протяженность — 915 км (из них 325 км пути — с асфальтовым покрытием). Количество ходовых дней — 15—16. Категория сложности — III, Сезонность —
июнь — август.

Культовые и гражданские постройки XVI—XIX веков на территории нашей области и прилегающих районов
Карелии являются уникальными памятниками народного зодчества и истории русского Севера. К сожалению, вторая половина XIX века оказалась губительной для многих из них. Повсеместно проводились капитальные ремонты и реконструкции без учета многовековых традиций народного зодчества. Подделка высокохудожественных построек под каменную архитектуру нанесла народному зодчеству огромный вред, искалечила сотни первоклассных памятников. Но и то, что осталось, позволяет как бы заглянуть в те далекие времена, прикоснуться к культуре и быту наших предков.

Маршрут начинается от города Волхова (ст. Волхов-строй-1). От станции проехать к Волховской ГЭС им. В. И. Ленина и далее по маршруту в Старую и Новую Ладогу (описание участка см. в маршруте № 25).

Возвратиться на Мурманское шоссе (кафе «Ладога») и повернуть налево, а проехав по автодорожному мосту над Волховом, повернуть направо, на Вологодское шоссе (автодорога А114). Дорога (асфальт) идет смешанным заболоченным лесом по местности с плоскоравнинным рельефом (Приладожская низменность), изредка прерывающейся долинными понижениями. Движение транспорта слабое.

Переехав реку Сясь, через 11 км, у автобусной остановки «Хвалово», повернуть направо на грунтовую дорогу, которая через 0,3 км выводит на основную улицу поселка, а еще через 1 км — к бетонному мосту через Сясь. Проехать по мосту и сразу же повернуть направо на дорогу по левому берегу реки. На спуске к реке остановиться, сойти с велосипеда и пройти на местное кладбище (у дороги), на котором сохранилась небольшая деревянная часовня XVIII века. Казанская часовня поставлена в честь заключения Столбовского мира (1617 г.) между Россией и Швецией. Здесь, на берегу Сяси, по этому случаю состоялось большое торжество («хваление»), давшее название возникшему на этом месте поселению. Согласно договору Россия вернула себе Новгород, Старую Руссу, Порхов, Ладогу, Гдов, но вынуждена была уступить города Ивангород, Ям, Копорье, Орешек, Корелы. Переговоры, продолжавшиеся свыше двух месяцев, велись в деревне Столбово, расположенной в 6 км выше по течению Сяси.

Продолжить движение по Вологодскому шоссе. Хорошая поляна для установки лагеря есть на левом берегу порожистой речки с чистой водой, пересекающей шоссе на 45-м километре. Пересеченность рельефа возрастает, появляются крутые (до 8—10%) подъемы и спуски. При подъезде к деревне Свирь (65-й км) повернуть направо, по указателю «Свирь 0,5», на грунтовую дорогу, которая вскоре приводит к деревянному господскому дому, уцелевшему от бывшей помещичьей усадьбы.

Достопримечательности Тихвина описаны в маршруте № 25. К рекомендованным осмотрам в Тихвине по теме похода следует добавить осмотр деревянной часовни Параскевы Пятницы, установленной рядом со шлюзом Тихвинской системы. Часовня перевезена в город из села Никольского Явосемского сельсовета (предполагаемая дата основания часовни— 1658 г.). При этом были полностью воссозданы конструктивные элементы убранства (резные столбы, причелины и др.).

По мере приближения к Тихвинской гряде в окрестности Пикалева равнинный пейзаж сменяется холмистым: плоские песчаные озы и камы, моренные холмы чередуются с ложбинами и неглубокими речными долинами — подъемы и спуски некрутые, покрытие дороги асфальтовое.

Пикалево — молодой город (1954 г.). Его главными предприятиями являются глиноземный завод, работающий на нефелинах Кольского полуострова, и крупнейший в области цементный завод, использующий местный известняк — второе основное сырье при производстве глинозема. Широкая Советская улица протянулась почти через весь город (в доме № 3 — магазин «Спорттовары»),
По выходе из Пикалева (в юго-восточном направлении) через 5 км движения по шоссе (143-й км) на развилке с асфальтированной дорогой повернуть налево по указателю «Самойлово 0,5», а еще через 1 км — направо. Продолжив движение по поселку, через 1 км справа от дороги можно увидеть своеобразную пирамиду небольшой деревянной часовни Пантелеймона XIX века — многоярусное сооружение, когда-то широко распространенное на новгородских землях. По всему периметру часовни — галерея, на столбах которой поддерживаются свесы кровли.

В окружении леса, прямое как стрела, Вологодское шоссе тянется по слегка всхолмленной местности. На перекрестке дорог (166-й км) повернуть направо и проехать грунтовой дорогой (0,5 км) до деревни Заголодно. Здесь повернуть налево и доехать (1 км) до спуска к ручью. Среди густого ольшаника справа от дороги едва различима деревянная часовня Успения (XIX век). Часовня небольшая, квадратная в плане (2,5x2,5 м), крыша простая, двускатная. Часовня полуразрушена.

Возвратиться к перекрестку на шоссе и проехать его прямо, на пос. Ефимовский (асфальт). Через 5 км, перед железнодорожной насыпью, повернуть направо на грунтовую дорогу, а через 0,5 км сделать еще один правый поворот и, проехав 1 км до карьера, обогнуть его слева. Вскоре песчаная дорога (0,5 км) приводит в деревню Машнёво, на въезде в которую на высоком пригорке красиво возвышается деревянная часовня Спаса Преображения (XIX век). Часовня клетского типа, имеет 5 м в высоту, четырехугольная в плане. Кровля подновлена.