Маршрут № 3. По ленинским местам — Дом-музей В. И. Ленина в Ильичеве

Санкт-Петербург — Сертолово (15) — Симагино (26) — Ильичеве (5) — Зеленогорск (12) — Репино (10) — Белоостров (8) — Санкт-Петербург (25).

Протяженность — 101 км. Сезонность — май — октябрь.

Маршрут может быть выполнен и за 2 ходовых дня, с ночевкой на озере Долгом в окрестности Ильичева.

Начало маршрута — на Поклонной горе. Описание первого участка пути до Осиновой Рощи см. в маршруте № 1.

До 57-го километра (отсчет по дорожным километровым знакам от Главпочтамта Санкт-Петербурга) маршрут следует по Восточно-Выборгскому шоссе. За первыми пригородными поселками Осиновая Роща (23-й км), Сертолово (28-й км), Черная Речка (31-й км) начинается сравнительно малонаселенная местность. Рельеф ее по маршруту в основном холмистый, с рядом затяжных подъемов и спусков (с крутизной до 7%),— дорога проложена по цепи холмов, составляющих водораздел между бассейнами Финского залива и Ладожского озера. С вершин многих холмов открываются красивые виды на окрестные леса и поля: например, на 35-м км (на склонах этой горы обнаружены также стоянки первобытного человека).

Короткую остановку в пути для отдыха можно сделать на берегу живописного Медного озера (Меднозаводской Разлив) искусственного происхождения: во времена Петра I недалеко размещался завод, переплавляющий медные колокола в пушки. К озеру повернуть направо на развилке асфальтированных шоссе на 33-м км и отъехать в сторону 2 км.

До сих пор напоминают о прошедших боях крутые склоны глубокого оврага на 38-м км шоссе, в районе Старого Белоострова. Здесь в сентябре 1941 года воины 23-й армии Ленинградского фронта задержали фашистских захватчиков, пытавшихся прорваться к Ленинграду с севера. Еще и теперь можно увидеть остатки укреплений, заплывшие окопы и траншеи. На месте бывшей границы с Финляндией (41-й км), слева, на краю лощины, установлен обелиск в память погибших в ожесточенных боях.

На северной окраине пос. Симагино (54-й км), расположенного на высоком правом берегу Сестры, проследовать прямо ответвление дороги к ст. Репино и пос. Ленинское. Несколько дальше (57-й км), у развилки с Зеленогорским шоссе (пост ГАИ), повернуть налево.

Зеленогорское шоссе является перемычкой, соединяющей Восточно-Выборгское шоссе с Приморским. Через 2 км движения, на следующей развилке дорог, повернуть направо и еще через 3 км, уже в пос. Ильичево, согласно указателям выехать к Дому-музею В. И. Ленина.

Пос. Ильичево (бывш. Ялкала) назван в память о пребывании здесь в августе 1917 года по пути в Гельсингфорс (Хельсинки) В. И. Ленина. Он жил в доме питерского рабочего-финна П. Г. Парвиайнена под видом русского писателя К. П. Иванова. Домик находился в стороне от поселка, на тихой, окруженной лесом поляне. В 1940 году здесь был открыт мемориальный музей, а в 1970 году построен павильон, экспозиция которого знакомит с условиями переезда В. И. Ленина из Разлива в Ялкалу.

Возвратившись к Зеленогорскому шоссе, повернуть на развилке направо и продолжить движение в южном направлении. Примерно через 4 км слабохолмистой местности справа от шоссе можно заметить блеск воды озера Большое Симагинское (Красавица). Покрытый соснами высокий берег, песчаное дно хороши для отдыха и купаний. Еще через 4 км, справа, в глубокой котловине,— небольшое озеро Черное.

Желающие закончить маршрут раньше могут в границах города Зеленогорска при подъезде к железнодорожной магистрали свернуть направо и проследовать к железнодорожному вокзалу. Здесь удобно сесть в электропоезд.

Город Зеленогорск — приморский климатический курорт Ленинградской области. Санаторий «Северная Ривьера», многочисленные дома отдыха, детские оздоровительные учреждения и пионерские лагеря непрерывной цепью на многие километры вытянулись вдоль берега Финского залива. На берегу залива большой «Золотой пляж», лесопарк, раскинувшийся на площади 1250 га. Перед парком культуры и отдыха выделяются обращенные своими фасадами к морю здания школы и ресторана (кафе) «Олень», где можно пообедать.

В 1906—1907 годах в Зеленогорске (бывш. Териоки) неоднократно бывал В. И. Ленин, принимая участие в собраниях и конференциях Петербургской организации РСДРП.

Велотуристам, имеющим намерение завершить маршрут своим ходом, следует проехать по улице Ленина до железнодорожной магистрали и здесь повернуть на шоссе, идущее вдоль железнодорожных путей в южном направлении. На подъезде к платформе Репино (10 км от Зеленогорска) повернуть налево на переезд (дорога на Ленинское), а после пересечения железнодорожной магистрали — направо, на местное шоссе вдоль платформы для поездов, прибывающих из Санкт-Петербурга.

Недалеко отсюда, на Привокзальной улице, возле двухэтажного каменного дома № 14, находилась дача  «Ваза» (здание не сохранилось), на которой в 1906— 1907 годах жил и работал В. И. Ленин. Отсюда В. И. Ленин руководил работой ЦК партии, здесь им были написаны многие статьи для газеты «Пролетарий». Из Куоккалы (Репино) Ленин выезжал в Лондон на V съезд партии и в Штутгарт для участия в Международном социалистическом конгрессе.

Возвратившись на противоположное (от железнодорожной магистрали) шоссе, продолжить движение на юг. Шоссе с односторонним движением по равнинной местности среди молодого лиственного леса. За ст. Солнечное, через 2 км, повернуть налево, на Белоостров. Далее о пути следования см. маршрут № 2.

Заканчивается маршрут на Поклонной горе в Санкт-Петербурге.