Маршрут № 5. Токсовский парклесхоз, вольер зубробизонов

Санкт-Петербург — Осиновая Роща (10) — Порошкино (5) — вольер (15) — оз. Кавголовское (7) — ст. Токсово (4) — Санкт-Петербург (15).

Протяженность — 56 км. Сезонность — июнь — август.

Маршрут начинается от Поклонной горы. Описание участка до Осиновой Рощи см. в маршруте № 1.

В месте пересечения Выборгского шоссе с Приозерским (пост ГАИ) повернуть направо и подняться в гору. Вдоль Левашовского парка (о парке см. в маршруте № 4) проехать до ответвления от Приозерского шоссе (1 км) дороги на Юкки и повернуть направо.

Через 1,5 км, у кольца автобуса № 261, где основная дорога (асфальт) берет крутой (8%) затяжной подъем, налево вниз уходит грунтовая дорога, по которой еще через 1,5 км можно выехать на песчаный берег живописного Токколовского озера. В жаркую летнюю пору здесь приятно искупаться.

От озера для продолжения маршрута можно и не возвращаться на исходное место, а прямо от пляжа подняться по тропинке на высокий берег, по которому проложено шоссе Юкки — Кузьмолово.

Особенностью следующей части маршрута (Юкки — р. Охта) является сильно пересеченная местность с относительными перепадами высот 30—50 метров — дорога проходит по камовым холмам Токсовской возвышенности. В этом легко убедиться, проехав мимо лыжного трамплина за поселком Юкки и задержавшись на вершине холма: отсюда хорошо просматриваются южная гряда холмов, прямоугольники северных кварталов города, а совсем близко — извивающаяся по холмам лента известной не только у нас в стране, но и за рубежом трассы мотогонок.

В пос. Порошкино повернуть налево по указателю
«Мистолово 3». После длинного спуска следует затяжной (1 км), относительно некрутой (менее 7%) подъем на очередной гребень, с которого открывается панорама окружающего ландшафта. На этой тренировочной трассе часто устраиваются соревнования по велоспорту на шоссе.

Далее, на пересечении с шоссе Бугры — Скотное, повернуть налево и спуститься в долину реки Охты. Здесь, в среднем течении, Охта имеет ширину менее 5 м и незаметно ныряет под насыпь нового шоссе. Через 150 м от места пересечения с Охтой (в конце спуска), когда шоссе немного поворачивает налево, резко вправо и назад отходит участок старого шоссе. Проехать по нему 200 м и, не переезжая старый мост через реку, повернуть налево на грунтовую дорогу в Токсовский парклесхоз.

Лесной массив Токсовского парклесхоза разбросан по склонам многочисленных холмов. Целая сеть дорожек (грунтовых и уплотненных гравием), разбросанных по всей пересеченной территории парка, позволяет осуществить здесь самые разнообразные варианты веломаршрутов (посетителей в парке относительно мало). Однако ориентирование здесь без знания местности сложно. Для облегчения этой задачи ниже приводится схема части парклесхоза, по которой проложен маршрут.

Относительно плотная грунтовая дорога, отойдя от старого шоссе, углубляется в еловый лес. Через 3 км ровной дороги — поляна с оборудованными скамейками. Не переезжая ручей, повернуть направо. Пересекая поле, дорога вскоре сближается с рекой Охтой и далее по небольшому деревянному мосту переходит на правый берег. Пересеченность рельефа резко возрастает — короткие, но крутые подъемы и спуски среди хвойного леса. На просеке с высоковольтной линией электропередачи — небольшая болотина, которую не всегда удается преодолеть на велосипеде (провести в руках).

При выходе на более торную дорожку повернуть налево и подняться в гору. Склон крутой, и велосипед придется вести в руках. Далее, пройдя развилки, как показано на схеме 2, вновь оказываемся у очередного мостика через Охту. Здесь, на открытых полянах обоих берегов, есть удобные места для отдыха.

Для продолжения маршрута лучше воспользоваться не главной дорогой, которая в воскресный день становится более оживленной, а боковой лесной — проехать карьер (слева) и повернуть налево. Через 1,5 км покажется дом смотрителя вольера.

Вольер был сооружен в 1974 году для бизона Малыша, которого привезли сюда из Ленинградского зоопарка. В следующем году он пополнился зубрихой Лирой. С тех пор у них появилось многочисленное потомство. Прежний вольер стал тесным, и его пришлось существенно расширить. Стадо зубробизонов, которое в настоящее время насчитывает уже более 10 голов, оживляет лесопарк, доставляя удовольствие всем любителям природы.

Обогнув вольер, по одной из дорожек выйти на шоссе Вартемяги — Токсово (асфальт) и повернуть налево. Примерно через 1 км, на подъезде к Рапполово, сойти с шоссе на гравийную, хорошо укатанную дорогу (справа от шоссе по ходу движения) Новокавголовского лесопарка (здесь, на въезде, установлен фигурный столб-указатель). Проехать по дороге 2 км до первой развилки и повернуть направо. Менее чем через 3 км, огибая пруд, дорога выйдет на берег Кавголовского озера — самого близкого к Санкт-Петербургу из системы озер Карельского перешейка.

В этой части парка много деревянных поделок и скульптур: лесная мебель (столы из пней, скамейки из тонких стволов деревьев); причудливые избушки с ажурной резьбой на ставнях, беседки. Все это изготовлено мастерами парклесхоза — единственного в Ленинградской области цеха лесной мебели, который освоил производство этих необычных изделий для всей зеленой зоны: они украшают многие парки и пригородные леса.

Налево от дороги аллея из молодых деревьев ведет к песчаной косе на самом берегу Кавголовского озера. Миновав, калитку (рядом с решетчатыми воротами), можно проехать к косе. На пляже в жаркий день приятно отдохнуть, позагорать и искупаться. Из-за малой глубины озера вода летом хорошо прогревается, нередко до 26 градусов.

Возвращаясь с пляжа, продолжить движение прямо (2 км) по широкой дороге, ведущей к шоссе Вартемяги—Токсово (асфальт). По выходе на шоссе (повернуть налево) проехать ручей «Токсовская протока», миновать железнодорожный переезд (желающие закончить поход раньше могут повернуть здесь налево — к вокзалу ст. Токсово) и подъехать к пересечению с шоссе Санкт-Петербург—Матокса. До Санкт-Петербурга отсюда 12 км. Рельеф местности вначале холмистый, с преимущественным спуском к пос. Кузьмоловскому, далее равнинный. (Более подробное описание участка Токсово — Санкт-Петербург см. в маршруте № 6.)
Маршрут заканчивается на пересечении загородного шоссе с улицей Руставели в Санкт-Петербурге.